ЖАНРОВЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

  • Татьяна Сергеевна Орлова Детская школа искусств № 8

Аннотация

Жанровый подход, как средство творческого развития учащихся детских музыкальных школ, исключительно важен как для композиторской, исполнительской, так и для педагогической музыкальной практики, и это подтверждает необходимость его реализации. В слушательской деятельности учащихся восприятие жанрового содержания способствует глубокому проникновению в авторский замысел и соотнесению его с собственной формирующейся системой ценностей. В музыкально-исполнительской деятельности учащихся реализация жанрового подхода, как средства творческого развития детей, способствует художественно полноценной и грамотной интерпретации музыкального текста, служит своеобразным средством оценки адекватности отбора разнообразных технических приемов, репрезентирующих данный жанр.

В статье раскрыто значение реализации жанрового подхода к организации восприятия музыки в учебном процессе детской музыкальной школы. Объяснено, что жанровый подход способствует формированию у учащихся знаний о жанрах, навыков слышания и осознания жанровой семантики в музыке, пониманию эстетической природы музыкального искусства и в конечном итоге позволяет детям активно развиваться в творческом направлении.

Обоснована актуальность применения категории жанра при освоении основных видов музыкальной деятельности учащихся детских музыкальных школ. Выявлен педагогический потенциал жанрового подхода как методологической основы решения проблем освоения музыкального искусства.

Доказана необходимость единой целевой установки, на основе которой преодолевается технологическая направленность преподавания музыкально-теоретических, музыкально-исторических и музыкально-исполнительских дисциплин, – установки на феномен музыкального произведения.

Предложены основные пути, обеспечивающие эффективную реализацию жанрового подхода к организации восприятия музыки как средства творческого развития учащихся детских музыкальных школ.

Биография автора

Татьяна Сергеевна Орлова, Детская школа искусств № 8
заместитель директора по учебно-воспитательной  работе

Литература

1. Сизова Е.Р. Теоретические основы развития системы классического музыкального образования в России. М.: АПК и ППРО, 2008. 155 с.
2. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: сборник статей. М.: Музыка, 1974. С. 90–128.
3. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. 324 с.
4. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: опыт исследования проблемы. М.: Флинта, 1999. 88 с.
5. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки. М.: МГОПУ, 1996. 146 с.
6. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. М.: Прометей, 1991. 64 с.
7. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард, 1997. 160 с.
8. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1975. 256 с.
9. Медушевский B.B. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки: сборник статей. М.: Музыка, 1980. С. 141–156.
10. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. М.: Музыка, 1966. 88 с.
11. Как преподавать сольфеджио в XXI веке / сост. О.Л. Берак, М.В. Карасева. М.: Классика-ХХI, 2016. 224 с.
12. Мюллер Т.Ф. Вопросы методики сольфеджио // Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1977. С. 8–25.
13. Островский A.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.: Музыка, 1977. 296 с.
14. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей: от детского сада к начальной школе. Воронеж: МОДЕК, 1998. 352 с.
15. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 173 с.
16. Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально – педагогическом образовании: методологические основы. Волгоград: Перемена, 2002. 256 с.
17. Холопов Ю.Н. Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений // Современная музыка в теоретических курсах вуза: сборник научных трудов. Вып. 51. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. С. 119–141.
18. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
19. Арановская И.В. Некоторые методологические аспекты научного исследования по музыкальной педагогике // Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности: сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 1998. С. 173–181.
20. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
Опубликован
2018-06-29
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ