ОЦЕНКА УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

  • Иван Владимирович Аксарин Природнадзор Югры

Аннотация

Теория и практика баскетбола в малой степени рассматривает вопросы, связанные с технической подготовкой юных баскетболистов, с учетом профилей функциональной асимметрии. Зачастую на практике тренеры натаскивают на результат, используя только ведущую руку, при этом неведущая рука оказывает лишь вспомогательные действия. Однако стоит отметить, что в игровых видах спорта, таких как гандбол, волейбол и баскетбол, умение выполнять технические действия одинаково хорошо в обе стороны позволяет достигать высоких результатов. Но, для того чтобы равномерно пользоваться правой и левой рукой, быть разносторонним спортсменом, необходима регулярная работа.

Цель исследования – оценка уровня технической подготовленности юных баскетболистов 10–12 лет с учетом функциональной асимметрии.

Экспериментально проверена модель технической подготовки юных баскетболистов с учетом функциональной асимметрии. Проведены контрольные испытания по определению уровня технической подготовленности юных баскетболистов. По окончании педагогического эксперимента показатели контрольных испытаний, выполняемых ведущей рукой, одинаково улучшились как в контрольной, так и в экспериментальной группах, и уровень сформированности технической подготовленности достиг высокой оценки. Показатели контрольных испытаний, выполняемых неведущей рукой, в группах отличаются. В контрольной группе во всех контрольных испытаниях показатели юных баскетболистов при выполнении ими упражнений неведущей рукой незначительно улучшились, а именно уровень повысился с низкого до среднего. В экспериментальной группе при выполнении контрольных испытаний неведущей рукой показатели повысились с низкого до высокого уровня.

Достоверное улучшение показателей технической подготовленности юных баскетболистов свидетельствует об эффективности внедрения модели технической подготовки с учетом функциональной асимметрии, которая включает специализированные комплексы упражнений, направленные на сглаживание имеющейся функциональной асимметрии.

Биография автора

Иван Владимирович Аксарин, Природнадзор Югры
главный специалист аналитического отдела информационно-аналитического управления

Литература

1. Шестаков М.М., Суворов В.В. Необходимость учета асимметрии при определении игрового амплуа юных футболистов на этапе начальной специализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 1. С. 46–47.
2. Гронская А.С. Функциональные асимметрии в баскетболе // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2007. Т. 9. С. 94–98.
3. Крайнова Т.В., Бердичевская Е.М. Функциональный профиль асимметрии юных спортсменок, специализирующихся в эстетической гимнастике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2013. № 2. С. 71–75.
4. Скрынникова Н.Г. Особенности функционального профиля асимметрии у детей периода второго детства на начальном этапе обучения плаванию // Здоровье и образование в XXI веке. 2007. № 2. С. 212–213.
5. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. СПб.: тип. А. Бенке, 1912. 23 с.
6. Горячева Н.Л., Анцыперов В.В. Влияние функциональной асимметрии на техническую подготовленность в парно-групповой акробатике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 2. С. 65–68.
7. Мониторинг физического состояния детей / под ред. К.Д. Чермит. Майкоп: АГУ, 2004. 56 с.
8. Чермит К.Д. Симметрия – асимметрия в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1992. 256 с.
9. Богданец В.В. Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции у юных футболистов 7–10 лет : дис. … канд. пед. наук. Смоленск, 2005. 149 с.
10. Карягина Н.В. Латеральное лимитирование нагрузки в процессе тренировки спортсменов : дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 1995. 172 с.
11. Колесникова Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболистов с учетом моторной асимметрии : автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2005. 21 с.
12. Саидов A.A. Как стать двуруким // Спортивные игры. 1982. № 9. С. 87–92.
13. Губа В.П., Квашук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2009. 276 с.
14. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Интегративная антропология в подготовке высококвалифицированных спортсменов // Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва: материалы ХVI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти М.Я. Набатниковой. М.: ВНИИФК, 1999. С. 122–124.
15. Суслов Ф.П. О возрастных периодах развития физических способностей юных спортсменов // Научный атлетический вестник. 2000. Т. 2. № 2. С. 55–60.
16. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Совет. спорт, 2006. 100 с.
17. Аксарин И.В. Показатели применения неведущей руки при выполнении технических приемов в баскетболе на основе видео анализа команд различной квалификации // Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак: АМИ, 2016. Ч. 2. С. 9–12.
18. Данилов В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе : дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996. 379 с.
19. Аксарин И.В., Аксарина И.Ю. Модель технической подготовки юных баскетболистов с учетом функциональной асимметрии // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 4. С. 58–67.
20. Аксарин И.В. Анализ рациональности и результативности выполнения технических приемов юными баскетболистами с учетом функциональной асимметрии в соревновательной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 4. С. 9–16.
Опубликован
2018-06-29
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ