РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Валерия Владимировна Пантелеева Тольяттинский государственный университет
  • Игорь Иванович Баранецкий Тольяттинский государственный университет

Аннотация

Культура межличностного взаимодействия, основанная на гуманности, становится базовой потребностью современного общества, ориентированного на человека, который способен к восприятию эмоциональных проявлений других людей, адекватному отклику на эмоциональные состояния окружающих. Устойчивый социальный запрос на человека нового типа, способного проявлять соучастие, эмпатию по отношению к другим людям, ориентирует педагогику и психологию на совершенствование культуры проявления эмпатии школьниками в образовательном процессе. Статья посвящена изучению эмпатии младших школьников и роли средств духовно-нравственного воспитания в ее развитии. Цель исследования – изучение психологических особенностей эмпатии младших школьников и проведение работы, направленной на повышение уровня развития эмпатии средствами духовно-нравственного воспитания. В рамках теоретической части исследования уточняется понятие эмпатии, раскрывается высший уровень ее развития – эмпатическая культура личности. В опытно-экспериментальной части исследования раскрываются особенности эмпатии младших школьников, предлагается авторская программа, направленная на развитие эмпатии в младшем школьном возрасте, а также анализируются результаты исследования эмпатии у младших школьников после реализации психолого-педагогической программы. В результате повторной диагностики на этапе контрольного эксперимента был выявлен существенный сдвиг в уровне выраженности эмпатии у младших школьников после реализации предлагаемой программы, а также отмечено повышение уровня эмпатического отношения младших школьников к своим родителям, сверстникам и пожилым людям.

Биографии авторов

Валерия Владимировна Пантелеева, Тольяттинский государственный университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Теоретическая и прикладная психология»
Игорь Иванович Баранецкий, Тольяттинский государственный университет
магистрант кафедры «Теоретическая и прикладная психология»

Литература

1. Троицкая Е.А. Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 24 с.
2. Долгова В.И., Мельник Е.В., Петрова Н.М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 86–90.
3. Елеференко И.О. Синергетическая составляющая эмпатии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 63-2. С. 74–76.
4. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтность // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68–73.
5. Сидорова А.Н., Прокопенко В.И. Формирование духовно-нравственных основ у детей 7 лет // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Уссурийск: УГПИ, 2008. С. 159–168.
6. Мазуров А.Б., Ильичева И.М., Коптюбенко С.А., Лыкин С.С. Духовно-нравственное воспитание. От теории к практике. Коломна: МГОСГИ, 2011. 239 с.
7. Медведская Е.И. Понимание мотивации учащихся педагогами с различными уровнями развития эмпатии // Адукацыя i выхаванне. 2008. № 4. С. 48–57.
8. Рзаева Ж.В. Динамика формирования эмпатии у будущих педагогов-психологов в процессе вузовского обучения // Наука. Образование. Технологии – 2009: материалы II Международной научно-практической конференции. Барановичи: РИО БарГУ, 2009. Ч. 1. С. 77–78.
9. Рзаева Ж.В. Место эмпатии в структуре профессиональных и личностных качеств педагога // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сборник научных статей: в 2 ч. Ч. 2. Минск: РИВШ, 2009. Вып. 8. С. 258–264.
10. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии : дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2011. 180 с.
11. Кондаков А.М., Данилюк А.Я., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с.
12. Басова А.Г. Формирование эмпатии // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 631–633.
13. Юсупов И.М. Диагностический опросник склонности к сопереживанию. Казань: Казан. гос. пед. ин-т., 1988. 23 с.
14. Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности. Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. 42 с.
15. Пономарева М.А. Психологическая диагностика личности: теория и практика. Минск: Изд-во Грецова, 2008. 240 с.
16. Сидорова А.Н., Кошелькова Н.Ф. Микроклимат семьи – основа духовно-нравственного развития личности ребенка // Дошкольное и начальное образование: опыт, перспективы развития: сборник научных и научно-методических статей. Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009. С. 37–44.
17. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания школьников. М.: Владос, 2008. 289 с.
18. Айрумян Г.С., Нагорнова Л.В. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Международной научной конференции. Чита: Молодой ученый, 2013. С. 60–62.
19. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга (на примере студентов гуманитарного профиля) : дис. … канд. психол. наук. Казань, 2011. 195 с.
20. Соколова Н. Роль сказки в формировании эмпатии у детей // Здаровы лад жыцця. 2008. № 9. С. 59–62.
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ