РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

  • Оксана Александровна Тамочкина Волгоградский государственный аграрный университет

Аннотация

Обществу необходимы компетентные специалисты, умеющие действовать успешно в любых условиях своего труда. Однако реалии жизни показывают, что молодые педагоги теряются при возникновении неординарных и конфликтных ситуаций. Таким образом, существует потребность в подготовке компетентных творческих педагогов, обладающих хорошо развитым творческим потенциалом, умеющих быстро находить правильные решения в новой обстановке, способных на творческую самореализацию.

В статье дается характеристика творческого потенциала студента как необходимой внутренней структуры, которую можно и нужно развивать в высшей школе. Предложена теоретически обоснованная авторская модель развития творческого потенциала у студентов педагогических специальностей аграрного вуза. Данная модель позволяет наращивать структурные компоненты творческого потенциала: мотивы творческой деятельности, творческие способности и отдельные качества личности в сочетании с высоким уровнем интеллекта. Эксперимент проводился на базе Волгоградского государственного аграрного университета и охватывал 145 студентов специальности «Педагогическое образование» (44.03.01). В рамках модели предложен теоретический и технологический инструментарий развития творческого потенциала. Проведены диагностические срезы в начале и конце эксперимента. Предложенные критерии, показатели и уровни развития творческого потенциала позволили проследить динамику поэтапного изменения мотивации студентов; пополнения базы знаний о творческом потенциале, творческой самореализации; развития в себе активности, инициативности, гибкости поведения, стрессоустойчивости, креативности.

Анализ полученных количественных результатов, проверенных с помощью t-критерия по Стьюденту, показал переход большинства студентов (67 %) экспериментальной группы на более высокий уровень развития творческого потенциала. По контрольной группе аналогичный показатель 42 %.

Включенное наблюдение студентов в период прохождения практики позволило дифференцировать студентов, включающихся именно в творческую педагогическую деятельность.

Биография автора

Оксана Александровна Тамочкина, Волгоградский государственный аграрный университет
старший преподаватель

Литература

1. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. // Вестник образования России. 2000. № 1. С. 4–14.
2. Андреев В.И. Законы творческого саморазвития как основания концепции субъектно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 16. С. 13–16.
3. Климов Е.А. Стремиться не к карьере, а старательно служить делу // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 131–141.
4. Мулик И.Г. Развитие творческого потенциала как необходимое условие формирования профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Филология и культура. 2011. № 25. С. 267–271.
5. Исаев И.Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Белгород: БГУ, 1999. 224 с.
6. Ефимова Е.А. Формирование творческой самореализации будущего педагога в профессиональной деятельности // Личностно-развивающее профессиональное образование в изменяющейся России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. С. 66–71.
7. РФ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)», раздел V «Требования к результатам освоения программы бакалавриата».
8. Сластенин В.А., Перевалов С.Г. Педагогическая деятельность как творческий процесс // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 3–13.
9. Колесникова В.И. Педагогическое творчество и уровни его проявления // Вопросы воспитания: теория и практика. 2006. № 15. С. 48–64.
10. Lawlor J., Marshall K., Tangney B. Bridge21 – exploring the potential to foster intrinsic student motivation through a team-based, technology-mediated learning model // Technology, Pedagogy and Education. 2015. Vol. 25. P. 187–206.
11. Буренина В.И. «Креативная компетенция» и «творческий потенциал» педагога: сравнительный анализ терминов // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 10–19.
12. Щербакова Т.Н. Творчество в деятельности современного педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции. Уфа: Молодой ученый, 2013. С. 21–25.
13. Перевалова А.А. Подготовка творческих педагогов как одна из задач современного образования // Проблемы качества образования в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2004. С. 115–117.
14. Dzekun Yu. Pedagogical conditions of development of creative potential of a future manager of the economic in the period of study at the university // The scientific heritage. 2017. Vol. 8. P. 72–75.
15. Маркелов В.И. Потенциал профессионально-творческой самоактуализации студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. № 3. С. 76–82.
16. Огородникова Е.И. Творческая самореализация личности // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2009. Т. 7. С. 216–219.
17. Hyeon Paek Sue, Sumners Sarah E. The Indirect Effect of Teacher’s Creative Mindsets on Teaching Creativity // The Journal of Creative Behavior. 2017. № 7. P. 1–14.
18. Рындак В.Г. К вопросу о креативном образовании: состояние и направления развития // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. Т. 11. № 4. С. 635–639.
19. Тельтевская Н.В. К проблеме развития творческих способностей студентов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. № 11. С. 130–134.
20. Demetrikopoulos M.K., Pecore J.L. Interplay of creativity and giftedness in science // Pedagogies: An International Journal. 2017. Vol. 12. P. 143–146.
21. Кинчер Дж. Книга о тебе: 40 тестов-самоисследований. СПб.: Питер, 1997. 220 с.
22. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2003. 448 с.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ