КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • Лариса Асхатовна Ремезова Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Ирина Юрьевна Сирик Центр развития ребенка – детский сад № 121

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению основной задачи дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья – их социального развития. Рассматриваются понятия «социализация», «индивидуализация» в контексте психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Проводится обзор отечественной литературы, посвященной изучению данной проблемы. Отмечается, что до настоящего момента нет ясности относительно соответствующих методологических оснований анализа процессов социализации и индивидуализации образования дошкольников этой категории. Поэтому является правомерным обращение внимания на существующее противоречие между особыми образовательными потребностями ребенка-дошкольника с ЗПР в полноправной жизнедеятельности, с одной стороны, и отсутствием стабильной системы обеспечения социализации и индивидуализации развития личности ребенка в образовательном пространстве, недостаточной теоретической разработкой такого обеспечения, с другой. Путем сравнения и сопоставления мнений различных авторов предложено авторское решение по комплексному использованию ресурсов социализации при индивидуализации развития детей с задержкой психического развития. В качестве ресурсов социализации выделена психолого-педагогическая компетентность педагогов, родителей детей с ЗПР, представлены значимые индикаторы социализированности дошкольников с ЗПР, индивидуального характера процесса социализации, профессиональных компетенций педагогов в вопросах социализации детей с ЗПР, психолого-педагогической грамотности родителей и других взрослых, занимающихся воспитанием детей с ЗПР. Установлено, что коррекционно-педагогическое воздействие на основе разработанной и реализованной программы «Комплексное использование ресурсов социализации при индивидуализации развития детей с ЗПР» приводит к статистически значимым (на уровне 95 % по U-критерию Манна – Уитни) отличиям результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах.

Биографии авторов

Лариса Асхатовна Ремезова, Самарский государственный социально-педагогический университет
кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования
Ирина Юрьевна Сирик, Центр развития ребенка – детский сад № 121
учитель-дефектолог

Литература

1. РФ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Философская энциклопедия / под ред. Ф.В. Константинова. Том 5. М.: Советская энциклопедия, 1970. 740 с.
3. Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
4. Изотова Е.И. Роль индивидуального стиля психолога и педагога в формировании гармонического взаимодействия процессов социализации и индивидуализации у детей младшего школьного возраста // Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. М.: ИГ-СОЦИН, 2010. С. 206–219.
5. Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2002. 310 с.
6. Приходько О.Г., Кондратов А.А. Социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2014. № 3. С. 87–88.
7. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 477 с.
8. Костяк Т.В. Проблема индивидуальных особенностей и их влияния на развитие личности ребенка // Психолог в детском саду. 1999. № 3-4. С. 117–131.
9. Махова А.К. Современные подходы к диагностике структуры представлений о социальных отношениях детей с задержкой психического развития // Актуальные проблемы современной науки. 2011. № 2. С. 85–89.
10. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Возрастная психология: детство, отрочество, юность. М.: ACADEMIA, 2000. С. 188–195.
11. Фрейдман О.Г. Твоя свобода! Как избавиться от зависимости и найти дорогу к самому себе. СПб.: ВЕСЬ, 2004. 256 с.
12. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос-Пресс, 2006. 160 с.
13. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 2008. 531 с.
14. Фокина Е. Выявление Я-образа ребёнка // Детское творчество. 1999. № 3. С. 8–9.
15. Нодельман В.И., Шевченко А.В. Психолого-педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2007. № 3. С. 31–39.
16. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-Центр, 2009. 192 с.
17. Ремезова Л.А., Свешникова Т.Д., Степанова М.А. Социализация в системе воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития. Самара: ПГСГА, 2012. 192 с.
18. Ремезова Л.А., Грошева Т.Р., Жигляева М.М. Формирование социального опыта старших дошкольников с задержкой психического развития средствами продуктивной деятельности. Самара: ПГСГА, 2012. 244 с.
19. Ремезова Л.А., Куренкова О.В., Костина Н.В., Амплетова Е.В. Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития дошкольного образования. Самара: ПГСГА, 2013. 224 с.
20. Ремезова Л.А., Ковалева Т.А., Степанова М.А. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации детей дошкольного возраста. Самара: ПГСГА, 2015. 164 с.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ