ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • Лариса Ивановна Еремина Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
  • Надежда Вячеславовна Бибикова Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Аннотация

В статье представлен опыт теоретического и эмпирического исследования формирования креативности обучающихся, охарактеризовано понятие «формирование креативности» в педагогическом контексте. Креативность в исследовании рассматривается как общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку. С точки зрения педагогического подхода сущность понятия «формирование креативности» определяется содержательными и технологическими составляющими педагогического процесса.

В рамках данного исследования педагогическими условиями формирования креативности обучающихся являются учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся, организация безопасного творческого пространства, развитие творчества и креативности педагога. Учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся определяется врожденными особенностями, психофизиологическими особенностями, личностными особенностями. Особую значимость имеет организация педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса как свободы творчества (создание творческих образцов и подкрепление творческого поведения обучающихся, положительное отношение к исследовательской творческой деятельности, разрешение творческой инициативы и эмоционального самовыражения). Развитие творчества и креативности самого педагога является необходимым условием успешного прохождения от стадии подражания к творческому самораскрытию личности обучающегося.

В педагогическом исследовании определены содержательные и технологические составляющие формирования креативности личности. В статье рассматриваются виды креативных технологий: технологии активного обучения, интерактивные и игровые технологии. Приведены примеры методических приемов организации учебных занятий, использованных авторами на формирующем этапе эмпирического исследования. Описаны такие формы работы по формированию креативности обучающихся как выставки в учебной группе, занятия творческой направленности, тренинговые упражнения, нетрадиционные уроки.

Представлены результаты эмпирического исследования, в процессе которого была реализована программа формирования креативности обучающихся, содержащая разнообразные креативные технологии, формы и методы работы. Зафиксированная положительная динамика по всем показателям сформированности креативности обучающихся (беглость, гибкость, оригинальность) дает основание говорить об эффективности данной экспериментальной программы.

Биографии авторов

Лариса Ивановна Еремина, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы
Надежда Вячеславовна Бибикова, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы

Литература

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
2. Еремина Л.И. Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе : дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2011. 215 с.
3. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
4. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 42–47.
5. Бодалев А.А. Акмеология и педагогика // Мир образования – образование в мире. 2007. № 1. С. 33–49.
6. Деркач А.А. Акмеология в системе научного познания // Мир образования – образование в мире. 2007. № 1. С. 25–33.
7. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 1998. 170 с.
8. Бибикова Н.В. Развитие креативности младших школьников в педагогическом процессе : дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2004. 230 с.
9. Torrance E.P. Guiding creative tаlent. New York: Prentice-Holl, 1964. 234 p.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. 368 с.
11. Бибикова Н.В. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты развития творческой личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1. С. 213–217.
12. Лебедева Л.Д. Креативность младших школьников: контекст «развитие». Ульяновск: УлГПУ, 2004. 194 с.
13. Прохорова Т.Н., Филатова Т.Г. Диагностика сформированности творческого мышления младших школьников в условиях школы-интерната // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1. С. 249–252.
14. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 212–220.
15. Рождественская Н.В., Трошин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. 320 с.
16. Шубович М.М. Развитие креативности в условиях современного личностно-ориентированного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 14–19.
17. Нагорнова А.Ю., Стрюкова Г.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников. Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2012. 175 с.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: КНОРУС, 2010. 744 с.
19. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М.: Академия, 2009. 192 с.
20. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000. 232 с.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ