КОМАНДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТУРНИРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • Нина Игоревна Асташина Нижегородский государственный инженерно-экономический университет

Аннотация

Актуальность исследования путей развития творческой активности обучающихся определяется потребностями современного общества в инициативных, деятельных, успешных, всесторонне развитых личностях, способных самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем. Эффективным инструментом развития творческой активности школьников становятся интерактивные методы обучения. Их основными характеристиками являются: обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта; обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий; обучение как совместный процесс познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог.

В статье представлены результаты исследования влияния командных экологических турниров, как метода интерактивного обучения, на развитие творческой активности учащихся. Определены методологические основы формирования творческой активности, установлены этапы ее формирования. Выделены следующие этапы развития творческой активности в процессе участия в командных экологических турнирах: подготовительный, поисково-деятельностный, эвристический и рефлексивный.

Исследование проводилось в течение трех лет среди учащихся МБОУ «Воротынская средняя школа», членов детского экологического объединения, постоянных участников командных экологических турниров.

Установлено, что в ходе подготовки командных экологических турниров и участия в них обеспечивается постепенное развитие творческой активности их участников. В период проведения исследования произошло повышение творческой активности исследуемой группы, а именно уровня направленности на творчество, уровня критичности, способности преобразовывать структуру объекта.

Главным результатом участия в командном экологическом турнире является вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, которая способствует повышению мотивации познавательной деятельности, формированию комплекса компетенций и в целом способствует разностороннему личностному развитию обучающихся.

Биография автора

Нина Игоревна Асташина, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Сервис», заслуженный учитель РФ

Литература

1. РФ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 18976 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96 с.
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: ЕГУ, 2000. 937 с.
4. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 29–42.
5. Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников // География в школе. 2010. № 5. С. 45–47.
6. Макарова М.Ф. Реализация личностно-ориентированного подхода как условие развития творческой активности учащихся // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. № 14. С. 207–209.
7. Асташина Н.И. Организация и использование экологических троп в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Биология в школе. 2015. № 5. С. 48–50.
8. Асташина Н.И. Экологическая орнитологическая тропа как эффективная форма экологического краеведения // Биология в школе. 2011. № 4. С. 41–43.
9. Бондарь М.А. Моделирование процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. 2016. № 1. С. 128–134.
10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 104 с.
11. Камерилова Г.С., Родыгина О.А. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 8. С. 7–11.
12. Камерилова Г.С., Родыгина О.А. Организация коммуникативной деятельности учащихся на уроках географии // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 2. С. 89–92.
13. Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь // Биология в школе. 2014. № 4. С. 23–29.
14. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 58–61.
15. Бекетова О.А. Интерактивное обучение как метод формирования профессиональных компетенций // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2015. С. 113–116.
16. Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. Экологическое образование: от изучения экологии – к решению экологических проблем. Новомосковск: НФ УРАО, 2005.142 с.
17. Асташина Н.И., Асташин Е.А. Перспективы использования конференций в образовательном процессе с позиций компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 131–138.
18. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1.С. 143–145.
19. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование культуры взаимодействия у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4. С. 325–328.
20. Гурьев А.И. Развитие творческой активности учащихся при использовании структурно-логических схем // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 1. С. 107–111.
21. Асташина Н.И., Симусева М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 15–18.
22. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998. 171 с.
23. Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. С. 59–64.
24. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. 2000. № 47. С. 10–13.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ