РОЛЬ ГРАНИЦ Я И НЕ-Я В ДЕТЕРМИНАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

  • Ирина Анатольевна Шаповал Оренбургский государственный педагогический университет

Аннотация

Статья представляет теоретический анализ проблемы взаимоотношений границ Я и не-Я личности и детерминации ее поведения в ситуации субъективной неопределенности. Цель исследования – определение роли границ Я в детерминации поведения человека в условиях субъективной неопределенности. Анализ вариантов детерминации поведения включает его самодетерминацию, несамодетерминацию и индетерминацию с неоднозначностью будущего. Показано, что повседневная детерминация поведения является композицией самодетерминации и несамодетерминции в их гибких индивидуальных пропорциях. Ситуация неопределенности как точка бифуркации определяет появление пограничного состояния человека, где отменяется привычная детерминация и напрягается система границ Я – динамическая (изменяющаяся), открытая (в диалогических отношениях человека с миром и с самим собой), функциональная (Я-отграничения). В этой ситуации тестируются пределы возможностей, осознаются и реконструируются границы Я и не-Я в новых условиях. Автор доказывает, что преодоление актуальных границ или блокирование границ новых возможностей зависит от специфики функционирования самих границ, которая определяет локус каузальности как доминанту ориентации в поведении и каузальную ориентацию как преобладающую мотивацию (согласно теории Э. Деси и Р. Райана), характер детерминации поведения и способ реагирования человека на вызов неопределенности. Результатом авторского анализа является типология схем детерминации поведения по критериям формы переживания субъективной неопределенности (позитивное, негативное), варианта Я-отграничения (конструктивное, деструктивное, дефицитарное) и каузальной ориентации (автономная интернальная, контролируемая экстернальная, безличная амотивирующая). Автор приходит к выводам о связях переживания неопределенности с индивидуально-типовыми композициями детерминации поведения, которые под влиянием фактора случайности могут непредсказуемо изменяться. Роль границ Я как системы в этих условиях определяется реализацией их функций, которая определяет каузальную ориентацию, характер детерминации поведения и способ реагирования человека на неопределенность.

Биография автора

Ирина Анатольевна Шаповал, Оренбургский государственный педагогический университет
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры специальной психологии

Литература

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
2. Селезнева М.В. Сравнительный анализ понятий «субъект» и «субъектность» в зарубежной психологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 2. С. 47–53.
3. Harre R. Personal Being. Oxford: Blackwell, 1983. 299 p.
4. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. С. 103–121.
5. Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности. М.: Гаудеамус, 2006. 224 с.
6. Лукьянов О.В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2009. 43 с.
7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
8. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 204 с.
9. Bradshaw J. On The Family. A New Way of Creating Soild Self-Esteem. United States, 1996. 305 p.
10. Brown N.W. Coping with infuriating, mean, critical people: the destructive narcissistic pattern. Westport: CT Praeger, 2006. 191 p.
11. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Класс, 1996. 272 c.
12. Куликова Т.В. Философия границы: феноменологический и эпистемологический подходы : дис. ... д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 2011. 334 с.
13. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 2–9.
14. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.
15. Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015. 895 с.
16. MillonТ. Disorders of Personality: DSM-IV and Beyond. NY: John Wiley & Sons, 1996. 548 p.
17. Шаповал И.А. Функции и дисфункции границ Я: эффекты самоорганизации и самодезорганизации системы // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 1. С. 19–32.
18. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. P. 54–67.
19. Ammon G. Handbuch der Dynamischen Psychiatric. München: Er. Reinhardt Verlag, 1982. 967 p.
20. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 336 с.
21. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Динамика развития психологических границ на протяжении детства // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. Т. 32. № 3. С. 13–28.
22. Шамшикова Е.О. Детерминация нарциссизма в организации психологического пространства личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 24–35.
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ