ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНОК ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

  • Валентина Ивановна Долгова Челябинский государственный педагогический университет

Аннотация

Актуальность исследования эмоционального состояния студентов в период экзаменационной сессии обусловлена особенностями психического напряжения, превышение пороговой величины которого оказывает деструктивное влияние на психику, обуславливает беспокойство, утомляемость, повышенную чувствительность и раздражительность, внутреннюю неудовлетворенность и негативные самооценки. Установление взаимосвязи самооценок эмоциональных состояний студентов в период экзаменационной сессии с их эмоциональным интеллектом стало целью нашего исследования. Основные действия по достижению цели состояли в проведении констатирующего эксперимента на выборке студентов колледжа.

Использовали тесты Н. Холла «Диагностика эмоционального интеллекта», Г.Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний», тест «Методика самооценки эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, метод ранговой корреляции Спирмена. По тесту «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла проявились в основном низкие самооценки по всем пяти шкалам эмоционального интеллекта: управления своими эмоциями, распознавания эмоций, эмпатии, эмоциональной осведомленности и самомотивации. Параллельно по тесту «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка получено наибольшее число средних и высоких значений по шкалам агрессивность, ригидность, фрустрация и тревожность. Данные, собранные по тесту «Методика самооценки эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, свидетельствуют о преимущественно средних и низких значениях шкал «спокойности/тревожности», «чувства уверенности в себе», «энергичности/усталости», «приподнятости/подавленности». Выводы, сделанные на основании этих методик, соотносятся с тем, что более половины студентов поставили себе средние оценки по шкале «сумма эмоциональных состояний». Этим студентам характерна раздражительность, тревожность, ригидность в ситуации экзамена. Выявленные с помощью метода ранговой корреляции Спирмена корреляционные связи также подтверждают влияние эмоционального интеллекта на самооценку студентами колледжа собственных эмоциональных состояний в период экзаменационной сессии.

Биография автора

Валентина Ивановна Долгова, Челябинский государственный педагогический университет
доктор психологических наук, профессор, декан

Литература

1. Dudina M.N., Dolgova V.I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions // Man in India. 2016. Vol. 96. № 10. P. 3503–3511.
2. Dudina M.N., Dolgova V.I. New educational paradigm: existentialism is a humanism // Man in India. 2016. Vol. 96. № 10. P. 4043–4050.
3. Côté S., Miners C.T.H. Emotional intelligence, cognitive intelligence, and job performance // Administrative Science Quarterly. 2006. Vol. 51. № 1. P. 1–28.
4. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15. № 3. P. 197–215.
5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 478 с.
6. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.
7. Диомидова Н.Ю. Теоретические подходы к определению эмоционального интеллекта // Науковий огляд. 2015. № 4. С. 175–185.
8. Ivcevic Z., Brackett M.A., Mayer J.D. Emotional intelligence and emotional creativity // Journal of Personality. 2007. Vol. 75. № 2. P. 199–235.
9. Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 46. С. 7.
10. Dahlin M., Joneborg N., Runeson B. Stress and depression among medical students: a cross-sectional study // Medical Education. 2005. Vol. 39. № 6. P. 594–604.
11. Dimitriev D.A., Saperova E.V., Karpenko Yu.D., Dimitriev A.D. Regression to mean: modification of examination stress data // Acta Physiologica. 2011. Vol. 202. № S685. P. 83.
12. Dolgova V.I., Mamylina N.V., Belousova N.A., Melnik E.V., Arkayeva N.I. Problems of mental regulation of personal behavior patterns in stressful conditions // Man in India. 2016. Vol. 96. № 10. P. 3485–3491.
13. Kornyenko Y.A. The problem mastering in high anxiety situations // Науковий вісник Мукачівського державного університету. Серія: педагогіка та психологія. 2015. № 1. P. 147–153.
14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.
15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. 544 с.
16. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2004. 408 с.
17. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.
18. Brackett M.A., Mayer J.D. Convergent, discriminant, and incremental validity of competing measures of emotional intelligence // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. № 9. P. 1147–1158.
19. Brackett M.A., Rivers S.E., Shiffman S., Lerner N., Salovey P. Relating emotional abilities to social functioning: A comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 91. № 4. P. 780–795.
20. Романова Н.Н. Особенности развития рефлексии эмоциональных состояний у будущих педагогов по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2015. № 5. С. 35–37.
21. Dolgova V.I. Aspects of emotional stability in volunteers of gerontology programs // Advances in Gerontology. 2014. Vol. 4. № 4. P. 278–282.
22. Kerr R., Garvin J., Heaton N., Boyle E. Emotional intelligence and leadership effectiveness // Leadership and Organization Development Journal. 2006. Vol. 27. № 4. P. 265–279.
23. Lopes P.N., Grewal D., Kadis J., Gall M., Salovey P. Evidence that emotional intelligence is related to job performance and affect and attitudes at work // Psicothema. 2006. Vol. 18. № S1. P. 132–138.
24. Rosete D., Ciarrochi J. Emotional intelligence and its relationship to workplace performance // Leadership and Organization Development Journal. 2005. Vol. 26. № 5. P. 388–399.
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ