РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

  • Маргарита Константиновна Акимова Российский государственный гуманитарный университет
  • Ольга Александровна Галстян Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация

Потребность общества в высококвалифицированных кадрах растет в различных сферах. Напрямую решение этого вопроса зависит от уровня профессионализма педагогов, осуществляющих профессиональную подготовку и переподготовку специалистов. Поэтому проблеме профессионализации в целом и педагогов в частности всегда уделялось большое внимание в психологии. Наибольшее количество исследований в данной области посвящено изучению такого профессионально важного качества педагогов, реализуемого в профессионально-педагогическом общении, как компетентность. Целью статьи является прояснение сущности и структуры коммуникативной компетентности педагога, определение ее места в более широкой структуре – компетентности педагога в профессионально-педагогическом общении. В статье соотносятся понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция». Толерантность рассматривается как важнейшая социальная установка и метакомпонент компетентности педагога в профессионально-педагогическом общении. Особое внимание уделяется профессионализации педагога, в рамках которой происходит формирование и развитие коммуникативной компетентности и сопряженных с ней качеств педагога. Описываются пассивная и активная профессионализация, характеризующиеся разным уровнем активности педагогов. Ставится вопрос о необходимости их соотнесения с учетом их функций и результатов. Излагаются результаты эмпирического исследования развития в процессе стихийной профессионализации таких составляющих коммуникативной компетентности и ассоциированных с ней качеств, как эмоционально-волевая регуляция, толерантность, эмпатия и общительность. Сравнительное исследование было проведено на группах педагогов среднего профессионального образования, отличающихся длительностью педагогического стажа. Путем сопоставления результатов, полученных в экспериментальных группах, определялся характер изменений, происходящих в уровне развития профессионально важных качеств по мере увеличения педагогического стажа. В результате исследования были определены качества педагогов, претерпевающие изменения по мере увеличения стажа, а также слабые места стихийной профессионализации, характеризующиеся появлением деструкций и требующие проведения коррекционной работы. 

Биографии авторов

Маргарита Константиновна Акимова, Российский государственный гуманитарный университет
доктор психологических наук, профессор кафедры общих закономерностей развития психики Института психологии им. Л.С. Выготского
Ольга Александровна Галстян, Государственный гуманитарно-технологический университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии

Литература

1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
2. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82–88.
3. Асмолов А.Г., Жиганова Б.А., Лютая Т.А. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС, 2007. 160 с.
4. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Московский университет, 1991. 96 с.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.
6. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
7. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 144 с.
8. Балдина М.Ю. О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № S25. С. 11–15.
9. Бурцева Л.К. Коммуникативная компетентность в структуре общей профессиональной компетентности // Совет ректоров. 2010. № 3. С. 51–55.
10. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 160 с.
11. Акимова М.К., Галстян О.А. Компетентность в профессионально-педагогическом общении и толерантность педагога // Наука и Мир. 2016. Т. 3. № 5. С. 88–95.
12. Буртовая Н.Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 180–182.
13. Рачицкая Н.В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности // Современная психология: материалы II международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2014. С. 55–56.
14. Кучина Т.И. Развитие коммуникативной компетентности студентов-будущих педагогов // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2. С. 246–248.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
16. Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд. М.: МПСИ, 2003. 456 с.
17. Глуханюк Н.С., Петрова М.Г., Слободчиков И.М. Самоактуализация взрослого человека в условиях интенсивной групповой работы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 11. С. 149–163.
18. Абакумова Е.Б. Самообразование как ценность профессионального становления педагога // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции. Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 106–109.
19. Садовникова Н.О. Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки // Научный диалог. 2016. № 11. С. 400–411.
20. Черлюнчакевич А.И. Психологические кризисы, влияющие на развитие профессиональной деформации педагога // Психология обучения. 2013. № 11. С. 94–110.
21. Акимова М.К., Галстян О.А. Толерантность как компонент коммуникативной компетентности педагогов // Психологические исследования. 2010. № 3. С. 1–12.
22. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
23. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Комплексная безопасность образовательных учреждений в условиях поликультурного общества. Казань: Данис, 2015. 59 с.
24. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
25. Boice R. New faculty as teachers // Journal of Higher Education. 1991. Vol. 62. № 2. P. 149–173.
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ