ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  • Елена Александровна Калягина Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • Анжела Леонидовна Шалгинова Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Аннотация

Гендерные особенности – это особенности, обусловленные, половой принадлежностью и социокультурным опытом. В современном обществе в этом соотношении все чаще виден дисбаланс: биологические признаки мужчин и женщин не всегда совпадают с социокультурными характеристиками. Другая крайность – отсутствие гибкости в гендерном проявлении. В связи с этим встает вопрос о необходимости грамотного гендерного воспитания детей.

Для решения этой задачи родители, педагоги и психологи используют разные приемы: чтение сказок, беседы, музыкальные занятия, физическую культуры и трудовую деятельность. В данной работе были исследованы гендерные особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

По результатам опросов и наблюдений были изучены и проанализированы игровые предпочтения 20 мальчиков и 20 девочек, определены их уровни развития игры.

В результате исследования установлено разное содержание, предметность и игровые стили у мальчиков и девочек. Выявлено, что мальчики чаще используют выдуманных и непредсказуемых игровых персонажей, любят шумные игры и большие пространства, что не всегда могут позволить и обеспечить родители и воспитатели. Девочки, наоборот, чаще проигрывают социальные роли и предпочитают спокойные игры и уютные уголки, чем располагают к себе взрослых. Отметим, что в отличие от мальчиков, девочки отличаются продуманными и аккуратными игровыми действиями, однако часто лишенными творческого и любознательного характера. Мальчикам, в отличие от девочек, несмотря на бурную фантазию, сложнее проигрывать роль уверенно и выразительно в речевом плане.

Биографии авторов

Елена Александровна Калягина, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психолого-педагогического образования
Анжела Леонидовна Шалгинова, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
магистрант Института непрерывного педагогического образования

Литература

1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
2. Трифонова Е.В. Тестировать или играть? Игра как диагностическое средство // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. С. 94–100.
3. Stagnitti K. Understending play: The implications for play assessment // Australian Occupational Therapy Journal. 2004. № 51. P. 3 12.
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
5. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. С. 92–98.
6. Климина Л.В. Организация деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 115–120.
7. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.: Тускарора, 2001. 92 с.
8. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. М.: Педагогика, 1989. 256 с.
9. Новоселова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках. Советы психолога. Ростов н/Д.: Молот, 1992. 16 с.
10. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. 1984. № 7. С. 62 70.
11. Howes C., Matheson C.C. Sequences in the development of competent play with peers: Social and social pretend play // Developmental Psychology. 1992. Vol. 28. Р. 961 974.
12. Доронова Т.Н. Пол или гендер? (Девочки налево, мальчики направо) // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 3. С. 3 6.
13. Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Психолог в детском саду. 2011. № 6. С. 76 79.
14. Пухова Т.И. Шесть Кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. М.: Принтер, 2000. 180 с.
15. Farmer-Dougan V., Kaszuba T. Reliability and validity of playbased observation. Relationship between the play behavior оbservation system and standardized measures of cognitive and social skills // Educational Psychology. 1999. Vol. 19. P. 429–440.
16. McAlonay K., Stagnitti K. Pretend play and social play: The concurrent validity of childinitiated pretend play assessment // International Journal of Play Therapy. 2009. Vol. 18. P. 99–113.
17. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2008. 21 с.
18. Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Часть 1. Организация в условиях детского сада. М.: Национальный книжный центр, 2016. 256 с.
19. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. 291 с.
20. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. Н. Новгород: НГПИ им. Горького, 1992. 21 с.
Опубликован
2017-12-25
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ