УЧЕТ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

  • Вера Владимировна Попова Смоленский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Аннотация

В современном мире изучение иностранного языка стало неотъемлемым условием успешности человека в профессиональной сфере. Однако в условиях сильной дифференциации студентов-первокурсников по исходному уровню владения иностранным языком высокие требования профессиональных стандартов порой становятся вызовом для преподавателей, поэтому поиск методов и приемов обучения, способствующих достижению поставленных целей и задач, по-прежнему остается актуальным.

В статье приводятся результаты практического применения методики обучения иностранному языку с учетом когнитивного стиля учащихся. В научной литературе встречаются более десяти видов когнитивного стиля, основанных на различных особенностях получения и переработки информации. Полезависимость/поленезависимость является традиционно выделяемым когнитивным стилем, поскольку с полезависимостью/поленезависимостью многие исследователи связывают академическую успеваемость обучающихся, а также, в силу простоты его диагностики, информация о данном когнитивном стиле широко используется в педагогической практике.

Однако анализ когнитивного стиля в отношении полезависимости/поленезависимости, проведенный автором в группе студентов, продемонстрировал необходимость поиска другой классификации, более индивидуализированной. В качестве такой методики был использован индекс организации интеллекта А. Боуи, который был успешно апробирован на педагогической практике. Применение данного индекса и распределение студентов по группам в соответствии с их когнитивным стилем, а также учет рекомендаций по обучению студентов с определенным когнитивным стилем позволили повысить академическую успеваемость, а также мотивацию студентов к изучению иностранного языка. 

Автором подчеркивается и демонстрируется необходимость индивидуального подхода к выбору и применению той или иной классификации когнитивных стилей с последующей реализацией соответствующих рекомендаций в целях повышения эффективности обучения иностранному языку.

Биография автора

Вера Владимировна Попова, Смоленский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Философия, история и право»

Литература

1. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
2. Witkin H.A., Goodenough D.R., Karp S.A. Stability of cognitive style from childhood to young adulthood // Journal of Personal and Social Psychology. 1967. Vol. 7. № 3. P. 291–300.
3. Witkin H.A., Moore C.A., Goodenough D.R., Cox P.W. Field dependent and field independentcognitive styles and their educational implications // Review of Educational Research. 1977. Vol. 47. P. 1–64.
4. Riding R.J., Sadler-Smith E. Type of instructional material, cognitive style and learning performance // Educational Studies. 1992. Vol. 18. P. 323–340.
5. Carey J.M. The issue of cognitive style in MIS/DSS research // Human factors in information systems: an organizational perspective. New Jersey: Ablex Publishing, 1991. P. 337–348.
6. Когнитивные стили: тезисы научно-практического семинара / под. ред. В. Колга. Таллин: Таллинский пед. институт им. Э. Вильде, 1986. 250 с.
7. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990. 75 с.
8. Холодная М.А. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 26–32.
9. Шкуратова И.П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личности // Первая российская конференция по когнитивной науке: сборник тезисов докладов. Казань: КГУ, 2004. C. 256–257.
10. Будрина Е.Г. Особенности связи между когнитивными стилями и интеллектуальной продуктивностью // Психологические исследования интеллекта и творчества: материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 48–50.
11. Лопарева Т.А. Понятие учебных стратегий, их взаимосвязь с когнитивными стилями и влияние на процесс овладения иностранным языком // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 151–160.
12. Табаченко Т.С. Когнитивные стили студентов как основа личностно-ориентированного обучения // Интернет-журнал СахГУ: наука, образование, общество. 2010. Т. 2010-11. С. 83–87.
13. Tinajero C., Páramo M.F. Field dependence/independence and academic achievement: A review of research and theory // European Journal of Psychology of Education. 1998. № 13. P. 227–251.
14. Zhang L., Sternberg R.J. A Threefold Model of Intellectual Styles // Educational Psychology Review. 2005. № 17. P. 1–53.
15. Garton B.L., Ball A.L., Dyer J.E. The academic performance and retention of collage of agriculture students // Journal of Agricultural Education. 2002. № 43. P. 46–56.
16. Danili E., Reid N. Cognitive factors that can potentially affect pupils’ test performance // Chemistry Education Research and Practice. 2006. № 7. P. 64–83.
17. Vrugt A., Oort F.J. Metacognition, achievement goals, study strategies and academic achievement: Pathways to achievement // Metacognition Learning. 2008. № 30. P. 123–146.
18. Бухтеева Е.Е. К проблеме формирования персонального познавательного стиля // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 104–108.
19. Бакулева К.К. Когнитивные аспекты политического поведения избирателей : дис. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 169 с.
20. Bowie A. Look inside your brain. Seattle: The Learning Styles Institute L.L.C., 1998. 240 p.
21. Grossman D. A study of cognitive styles and strategy use by successful and unsuccessful adult learners in Switzerland. A dissertation submitted for the degree of Master of Arts in Teaching English as a Foreign or Second Language, University of Birmingham, Birmingham B152TT, 2011.
Опубликован
2017-10-04
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ