ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛИЙ ОЦЕНКИ ВРЕМЕНИ ИСПЫТУЕМЫМИ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ

  • Виктор Александрович Склейнис Магаданский институт экономики Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики

Аннотация

В настоящее время существует большое число работ, осуществляющих сопоставительный анализ различных психологических концепций. Решение задачи сопоставительного анализа позволяет достичь эффекта синергии, при котором объяснительная сила комбинированной модели превосходит модели исходные. При этом существующие модели описания жизненного сценария личности как структуры ядерного слоя образа мира обходят стороной его проецирование на семантические структуры оценивания времени, что обуславливает актуальность данной работы.

Статья посвящена анализу результатов семантического исследования представлений о времени своей жизни испытуемых с различным типом жизненного сценария личности. Рассматривая жизненный сценарий личности как компонент структуры ядерного слоя образа мира, одним из проявлений которого является структурирование времени жизни субъекта, автор выдвигает гипотезу, согласно которой испытуемые с различным типом жизненного сценария личности будут различным образом оценивать время своей жизни.

Для проверки данной гипотезы испытуемыми с различным типом жизненного сценария личности производится оценка времени своей жизни при помощи специализированного семантического дифференциала «время». Обработка данных осуществлялась путем метода семантических универсалий.

Полученные результаты свидетельствуют о релевантности семантических универсалий оценки времени типу жизненного сценария личности. При оценке сходных дескрипторов, входящих в семантические универсалии всех групп, испытуемые с различным типом жизненного сценария различаются по степени групповой сплоченности оценивания, в то время как специфические дескрипторы, входящие в семантические универсалии испытуемых с различным типом жизненного сценария личности, соответствуют особенностям жизненного сценария.

Биография автора

Виктор Александрович Склейнис, Магаданский институт экономики Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, математических и гуманитарных наук

Литература

1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2003. 576 с.
2. Steiner C. Script and Counterscript // Transactional analysis journal. 1966. Vol. 5. № 18. P. 133–135.
3. Стюарт И., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб.: Метанойя, 2017. 444 с.
4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.
5. Кузнецова Н.В. Индивидуально-типологические комплексы жизненного сценария и стратегических менеджерских способностей : дис. … канд. психол. наук. Уфа, 2004. 144 с.
6. Мизинова И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 4. С. 59–64.
7. Кинелёва О.В. Прошлое, настоящее и будущее в темпоральной структуре сознания субъекта // Личность и её жизненный мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Омск: ОмГУ, 2013. С. 77–82.
8. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 272 с.
9. Серкин В.П. Психосемантика. М.: Юрайт, 2016. 318 с.
10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
11. Skleynis V.A. Comparative analysis of the structures of an image of the world and types of lifescripts of teenagers and their parents // The sixth international conference on development of education and psychological science in Eurasia. Vienna, 2016. P. 48–50.
12. Склейнис В.А. Моделирование жизненного сценария личности в интегрированных PR-коммуникациях // Экономика и управление. 2014. № 8. С. 97–101.
13. Склейнис В.А. Психосемантические корреляты жизненного сценария личности // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 336–340.
14. Лукьянова С.П. Метод исследования жизненного сценария личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 3. С. 55–61.
15. Гурская С.П. Программа сценарного поведения – феноменология явления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 101–104.
16. Соколов Д.М. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 304 c.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. 312 с.
18. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. СПб.: Б.С.К., 1998. 340 с.
19. Серкин В.П. Бланк семантического дифференциала для оценки представлений о времени // Психологическая диагностика. 2007. № 5. С. 30–35.
20. Склейнис В.А. Сопоставительный анализ семантических универсалий оценки представлений о себе и типа жизненного сценария личности // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 1–6.
Опубликован
2017-10-04
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ