РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В НАРРАТИВАХ МУСУЛЬМАН: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Евгения Сергеевна Гусева Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Ирина Сергеевна Буланова Волгоградский государственный университет
  • Дилмурод Хусниддинович Набиев Московский городской педагогический университет, Самарский филиал

Аннотация

Изучение психологического содержания процесса религиозного обращения является одним из приоритетных направлений исследований в области психологии религии. Если факторы религиозного развития личности, осуществляемого посредством религиозного воспитания и образования, вполне понятны, то факторы и стадии резкого и непрогнозируемого изменения религиозного сознания и поведения в психологической науке на сегодняшний день описаны слабо. Основная проблема этой области заключается в том, что невозможно составить универсальную схему религиозного обращения вообще, без учета специфики того религиозного института, в который неофит осуществляет свое непосредственное «вхождение». Особенно слабо представляется изученной специфика религиозного обращения в ислам.

В статье описано эмпирическое исследование религиозного обращения мусульман. В качестве метода исследования был применен нарративный анализ. Респондентам, в число которых вошли представители молодого возраста, предлагалось написать историю о том, как они обрели свою веру. Результаты анализа текстов показали, что обращение в ислам характеризуется высокой степенью поисковой активности субъекта и рациональным обоснованием своего выбора. Для большей части новообращенных мусульман характерно негативное отношение к исламу до процесса самого обращения, что они связывают с недостаточным жизненным опытом и социальными стереотипами. В структуре нарратива о «вхождении» в ислам можно выделить три последовательные составляющие: поиск Истины, инсайт и жизнь в соответствии с Истиной. Можно сделать вывод о том, что данный тип религиозного обращения стоит рассматривать как, прежде всего, когнитивный процесс. Среди факторов, инициирующих «вхождение» в ислам, в первую очередь нужно отметить чтение религиозной литературы, а также взаимодействие с мусульманами.

Биографии авторов

Евгения Сергеевна Гусева, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
старший преподаватель кафедры социальной психологии, аспирант
Ирина Сергеевна Буланова, Волгоградский государственный университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Дилмурод Хусниддинович Набиев, Московский городской педагогический университет, Самарский филиал
студент психологического факультета

Литература

1. Ясин М.И. Современные направления исследований в психологии религии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 76–79.
2. Seggar J., Kunz P. Conversion: evaluation of step-like process for problem solving // Review of religious research, denominational and interdenominational studies. 1972. Vol. 13/3. P. 181–182.
3. Coe G.A. The psychology of religion. Chicago: University of Chicago Press, 1916. 153 p.
4. Rambo L.R. Understanding religious conversion. New Haven: Yale University Press. 264 p.
5. Pratt J.B. The religious consciousness: a psychological study. New York: Macmillan, 1920. 525 p.
6. Буланова И.С. Изменение самосознания под влиянием религиозного обращения : дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2015. 200 c.
7. Чернов А.Ю., Буланова И.С. Психологическое объяснение мотивации религиозного суицидального терроризма // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия социология и социальные технологии. 2013. № 2. С. 115–120.
8. Антонов К.М. От обыденного к священному: религиозное обращение и пути рационализации религии (феноменологические и психологические аспекты) // Психология религии: между теорией и эмпирикой. М.: Свято-Тихвинский гуманитарный университет, 2015. С. 75–86.
9. Ясин М.И. Религиозность и внутренний конфликт // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: материалы V Международной научной конференции. М.: Перо, 2016. С. 734–739.
10. Гусева Е.С., Шиженский Р.В. Психологические особенности «религиозной инициации»: опыт православно-языческого параллелизма XXI века // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2016. С. 78–92.
11. Самыкина Н.Ю., Строганова Е.Ю. Смена вероисповедания как способ решения экзистенциальных задач взросления // Психологические исследования: сборник научных трудов. Вып. 11. Самара: Самарский университет, 2015. С. 15–21.
12. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: КомКнига, 2010. 416 с.
13. Greil A.L., Rudy D.R. What have we learned from process models of conversion? An examination of ten case studies // Sociologican focus. 1984. Vol. 17/4. P. 305–323.
14. Snow D.A., Machalek R. The sociology of conversion // Annual review of sociology. 1984. Vol. 10. P. 167–190.
15. Буланова И.С. Религиозное обращение как повторная нарративация жизни // Психология религии: между теорией и эмпирикой. М.: Свято-Тихвинский гуманитарный университет, 2015. С. 107–120.
16. Heirich M. Change of heart: a test of some widely held theories of religious conversion // American sociological review. 1977. Vol. 83. P. 653–680.
17. Фолиева Т.А. Рациональный/интеллектуальный тип религиозного обращения // Психология религии: между теорией и эмпирикой. М.: Свято-Тихвинский гуманитарный университет, 2015. С. 121–133.
18. Lofland J., Stark R. Becoming a world-saver: a theory of conversion to a deviant perspective // American sociological review. 1965. Vol. 30. P. 864–866.
19. Чернов А.Ю. Качественный подход в психологическом исследовании : дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 2012. 442 c.
20. Шагавиев Д.А. Основы Ислама. М.: Алтын Мирас, 2012. 180 с.
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)