РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

  • Наталия Анатольевна Чуланова Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Аннотация

Актуальность проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) напрямую связана с внедрением и действием федеральных государственных стандартов на всех уровнях образования. Именно познавательные универсальные учебные действия ориентируют не только и не столько на получение конкретных предметных знаний (информационно-ориентированная парадигма), сколько на формирование пролонгированного витально (системно-деятельностная парадигма) умения учиться. На основе анализа литературы, посвященной изучению указанной проблемы, дается определение понятия «познавательные универсальные учебные действия». Очерчивается поиск новых подходов, путей и способов активизации процесса формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной организации, связанных с работой с текстом, текстовой информацией, лежащей в основе активно разрабатываемого герменевтического подхода (А.Ф. Закирова, С.С. Мальцева, О.П. Мокиенко, В.И. Слобожникова и др.). В статье рассматривается возможность реализации принципов системно-деятельностного и герменевтического подходов в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательной организации в теоретическом, методическом и практико-ориентированном контекстах. Предлагается модель формирования познавательных универсальных учебных действий, имеющая практическое значение. Показано, что внедрение модели в образовательный процесс позволяет освоить метапредметные компетенции как способы познания на более высоком (продвинутом) уровне, который достигается благодаря систематической работе с текстовой информацией в единстве урочной и внеурочной деятельности, рефлексивности, навыкам оценивания социальной информации, необходимой не только для успешного обучения, но и для социализации и самореализации.

Биография автора

Наталия Анатольевна Чуланова, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
учитель русского языка высшей квалификационной категории, аспирант

Литература

1. Лысиченкова С.А. Организация учебно-издательской деятельности учащихся как средство развития познавательной мотивации школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2013. 24 c.
2. Чопова С.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся профильных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 24 с.
3. Подходова Н.С., Фефилова Е.Ф. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 139–146.
4. Александрова Е.А. Если сегодня перечитать Коменского // Народное образование. 2011. № 7. С. 215–221.
5. Глоссарий ФГОС общего образования. URL: standart.edu.ru.
6. Шахова Т.М. Формирование у учащихся 5-х классов познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в работе с тематическим и рефлексивным языковыми портфелями при обучении русскому языку : автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2014. 16 с.
7. Пустовойтов В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики. Брянск: БрянГУ, 2002. 120 с.
8. Хаутиева З.М. Формирование модели развития познавательной самостоятельности учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 22 с.
9. Воровщиков С.Г., Шамова Т.И., Новожилова М.М., Орлова Е.В. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся : опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. М.: Знание, 2010. 402 с.
10. Лазарев В.С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности // Педагогика. 2014. № 6. С. 3–12.
11. Мансурова Л.И. Формирование познавательной активности учащихся при изучении истории в средних общеобразовательных школах : дис. … канд. пед. наук. Баку, 2010. 181 с.
12. Черняева Т.Н. Социально-педагогические риски формирования социального опыта ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2011. № 2. С. 81–86.
13. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Как обеспечить самообразование школьника и продуктивность учения? // Народное образование. 2003. № 6. С. 77–87.
14. Белякова Е.Г. Понимание как категория смыслоориентированной педагогики // Образование и наука. 2006. № 6. С. 21–28.
15. Закирова А.Ф. Основы педагогической герменевтики. Тюмень: ТюмГУ, 2011. 324 с.
16. Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. Нормативный контекст определения «Познавательные универсальные учебные действия» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 860–867.
17. Мокиенко О.П. Герменевтический подход к развитию креативности старших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2013. 25 с.
18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2012. 338 с.
19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
20. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг, 1993. 61 с.
21. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и показатели. М.: ТЦ Сфера, 2004. 208 с.
22. Левушкина О.Н. Формирование комплекса предметных компетенций учащихся при работе с текстом-миниатюрой на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2011. № 11. С. 15–19.
23. Козинец С.Б., Чуланова Н.А. Формирование метапредметных навыков на уроках русского языка. Саратов: Саратовский источник, 2014. 78 с.
24. Чуланова Н.А. Практическая составляющая модели развития познавательных универсальных учебных действий // Актуальные вопросы регионального образования. 2013. № 10. С. 89–95.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ