ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА КРОССКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ

  • Виталий Вячеславович Томин Оренбургский государственный университет

Аннотация

Актуальность выбранного вопроса обусловлена текущей глобализацией общества в экономическом, социокультурном, образовательном, информационном и медиапространствах, которая предъявляет человечеству вызов комплексной интеграции в своей культуре проекций этнической, национальной и общемировой культур.

В фокусе внимания автора находятся ценности как отражение культуры и ее артефактов. Приведены различные точки зрения, а также трактовки сущности и содержания ценностных ориентаций. Обобщаются факторы, влияющие на выбор стратегий поведения в условиях кросскультурного взаимодействия и на его эффективность. Предложено определение понятия «аксиобарьер».

В статье рассматриваются ценности в двух перекрещивающихся плоскостях: личностной и культурной. Выявлено, что ценности выступают аксиомой мотивации и осуществления различных видов деятельности, а также отражают общие универсалии. Установлено, что ценности могут выступать одновременно базисом, ресурсом, условием и фактором интеракции. В то же время сосуществование в сознании студента проекций ценностей различных культур создает препятствия в выборе стратегий их релевантного проявления в условиях кросскультурного взаимодействия. Отмечается, что результатом кросскультурного взаимодействия являются поверхностные и внутренние изменения каждого субъекта интеракции. Для разрешения коллизии ценностных ориентаций студент сталкивается с проблемой выбора различных стратегий поведения. Установлено, что наиболее успешными траекториями поведения в кросскультурном взаимодействии выступают стратегии трансформации или компромисса, способствующие процессу личностного развития и совершенствования индивида.

Кратко представлены перспективы в изучении педагогического аспекта проблемы сопоставления и взаимодействия ценностей различных культур. Контент-анализ литературы включает наиболее авторитетные источники и работы исследователей в области культурологии, аксиологии и педагогики взаимодействия, выполненные за последнее десятилетие.

Биография автора

Виталий Вячеславович Томин, Оренбургский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Кирьякова А.В., Ольховая Т.А. Аксиология и инноватика университетского образования. М.: Дом педагогики, 2010. 210 с.
3. Томин В.В. Формирование межкультурной толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2015. № 1-1. С. 901–909.
4. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М.: Педагогика, 1985. 167 с.
5. Kiryakova A.V., Olkhovaya T.A., Melekesov G.A., Presnov A.A. The axiological approach to the analysis of the problems of modern university education // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 2S3. P. 22–28.
6. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
7. Янкина Н.В. Взаимосвязь культуры и образования как характеристика современной образовательной парадигмы // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 5-3. С. 62–63.
8. Hall E.T. Beyond Culture. New York: Anchor Press, 1976. 256 p.
9. Томин В.В. Технологии взаимодействия как фактор развития речевой деятельности студентов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 22 с.
10. Каргапольцева Н.А. Формирование инновационной образовательной среды взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Университет, 2014. С. 3746–3750.
11. Рындак В.Г., Москвина А.В. Опыт формирования культуры межнационального общения у будущих педагогов // Евразийское ожерелье: альманах общественного института истории народов Оренбуржья им. Мусы Джалиля. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2014. С. 141–151.
12. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996. С. 167–185.
13. Темкина В.Л., Фадеева М.Ю. Речевая образовательная ситуация в формировании лингвокоммуникативной культуры студента в иноязычном деловом общении // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11. С. 237–243.
14. Томин В.В. Феномен межкультурной адаптации студентов в условиях кросскультурного взаимодействия // European Social Science Journal. 2015. № 6. С. 324–331.
15. Matsumoto D. The handbook of culture and psychology. New York: Oxford University Press, 2001. 458 p.
16. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. 147 с.
17. Бенин В.Л., Кирьякова А.В., Ольховая Т.А., Фролов О.В. Социокультурная коммуникация в контексте образовательного диалога. М.: ФЛИНТА, 2016. 233 с.
18. Солодкая А.К. Кросскультурная составляющая подготовки студентов к межкультурному взаимодействию в условиях интернационализации высшего образования // АГИМС: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Альметьевск: АГИМС, 2011. C. 18–21.
19. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal structure and content of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. P. 878–891.
20. Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values // Cross-cultural research and methodology series. Beverly Hills: Sage, 1984. 360 p.
21. Бех І.Д. Полікультурна взаємодія як розвивальна особистісна мета // Позашкільна освіта: історичні поступи та здобутки: зб. матеріалів Всеукр. пед. конф. Киев: АВЕРС, 2008. С. 18–21.
22. Томин В.В., Бочкарева Т.С. Формирование иноязычной компетенции студентов в информационном поле кросскультурного взаимодействия // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 6. С. 310–328.
23. Tomin V.V., Sakharova N.S., Eremina N.V. Intercultural Adaptation of Students in the Information Field of Cross Cultural Interaction // Global Media Journal. 2016. № S2:7. P. 1–10.
24. Крапивина М.Ю., Бочкарева Т.С., Томин В.В. Технологические аспекты обучения студентов иноязычному профессионально-ориентированному общению // Дискуссия. 2016. № 6. С. 130–136.
25. Кабанова О.В., Терехова Г.В. Изучение иностранного языка студентами в процессе самостоятельной работы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3. С. 92–94.
26. Еремина Н.В., Томин В.В., Богомолова А.Ю. Взаимодействие в развитии иноязычной речевой деятельности студентов нелингвистических специальностей // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 14–23.
27. Сахарова Н.С., Томин В.В. Развитие полиэтнической компетентности студентов университета в процессе кросскультурного взаимодействия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2. С. 145–150.
28. Bennett M.J. Overcoming the golden rule: sympathy and empathy // Basic concepts of intercultural communication: selected readings. London: Intercultural Press, 1998. Р. 191–214.
29. Triandis H.C. Culture and Social Behavior. New York: McGraw-Hill, 1994. 278 p.
30. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Oxford: Pergamon Press, 1982. 232 p.
31. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
32. Ксенофонтова А.Н., Томин В.В. Интернет-диалог и медиа-взаимодействие в развитии речевой деятельности студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № S2. С. 54–56.
33. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие как научная категория // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов. Вып. 3. Екатеринбург: СВ-96, 1998. С. 100–111.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ