ВХОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

  • Светлана Николаевна Татарницева Тольяттинский государственный университет
  • Наталья Владимировна Коноплюк Тольяттинский государственный университет

Аннотация

Профессиональная подготовка в вузе в современных условиях требует от выпускника владения не только профессиональными компетенциями, но и более широкими группами компетенций, в том числе обеспечивающими адекватную коммуникацию и владение информационными технологиями. Однако уровень освоения иностранных языков в российских вузах оставляет желать лучшего. Повышение качества языковой подготовки в вузе возможно, в том числе при обеспечении наиболее адекватных условий обучения, например через распределение студентов, поступивших в вуз, по уровням владения иностранным языком, что позволит создать относительно равноценные условия обучения, наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки в соответствии с языковыми возможностями студентов. Цель статьи – проанализировать и описать системы входного тестирования, в том числе авторскую систему теста, базирующегося на формате заданий международного экзамена TOEIC (Test of English for International Communication). В статье рассматриваются понятия «тест» и «педагогическое тестирование», описывается общая структура теста. Более подробно авторы останавливаются на понятии «входное тестирование» (Placement Test), предполагающем деление на уровни. Описание уровней приводится по европейской шкале CEFR. Авторы анализируют существующие системы входного тестирования, например Оксфордский тест, тест компании English First и другие, отмечая их возможности и раскрывая недостатки в их использовании в российских вузах. В статье описывается входное тестирование, разработанное для студентов Тольяттинского государственного университета, включая анализ и интерпретацию опыта использования теста в 2016 году. Результаты исследования и апробации теста свидетельствуют о надежности и достоверности представленного метода оценки уровня владения иностранным языком.

Биографии авторов

Светлана Николаевна Татарницева, Тольяттинский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Наталья Владимировна Коноплюк, Тольяттинский государственный университет
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

Литература

1. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Формирование профессиональных компетенций студентов университета в условиях непрерывной многоуровневой системы образования и целевой подготовки для промышленного предприятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 18–22.
2. Казанцев А.Ю., Казанцева Г.С. Эффективность обучения говорению на английском языке в высшей школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 3. С. 105–109.
3. Лупиногина Ю.А. Особенности обучения аудированию студентов неязыковых вузов // Символ науки. 2016. № 1. С. 176–179.
4. Никитина Ю.А., Суслова Ю.В. Жанровый подход в процессе развития аудитивной компетенции у курсантов военного авиационного вуза // Вектор науки Тольяттинский государственный университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1. С. 41–45.
5. Артамонова Г.В. Профессионально-ориентированная самостоятельная деятельность студентов. Saarbrucken: LAP LAMBERT, 2010. 149 с.
6. Корнилова Л.И. Современные педагогические технологии в организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку // Преподавание и изучение иностранных языков: традиции и новации: сборник докладов Международной научно-практической конференции. Тольятти: ТВТИ, 2008. С. 14–25.
7. Лебединская О.В. Самоорганизация иноязычной учебной деятельности курсантов военного вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2. С. 616–620.
8. Harmer J. How to teach English. Edinburgh: Longman, 2001. 198 p.
9. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.
10. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект-Центр, 2002. 352 с.
11. Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового контроля : дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1994. 339 с.
12. Solnyshkina M., Solovova E., Harkova E., Kiselnikov A. Language assessment course: Structure, delivery and learning outcomes // International journal of environmental and science education. 2016. Vol. 11. № 6. P. 1223–1229.
13. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. 217 с.
14. Scrivener J. Learning teaching. Oxford: Macmillan, 2005. 432 p.
15. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. Strasbourg: language policy unit. URL: coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_EN.pdf.
16. Kerr Philip, Jones Ceri. Straightforward. Students’ Book. Oxford: Macmillan, 2013. 159 p.
17. Kay Susan, Jones Vaughan. Inside Out. Students’ Book. Oxford: Macmillan, 2009. 115 p.
18. New Inside Out. Placement Tests. URL: insideout.net/new/resources/placement-tests.
19. Oxford online placement test. Features. URL: hoxfordenglishtesting.com/defaultmrarticle.aspx?id=3074.
20. Education First. URL: ef.ru/test3/#/.
21. TOEIC Examinee handbook – speaking and writing. URL: toeic.com.tw/sw/file/TOEIC_Speaking_and_Writing_Examinee_Handbook.pdf.
22. Бубнова Г.И. Компетентностный подход: методические основы составления контрольно-измерительных материалов // Иностранные языки в школе. 2010. № 10. С. 64–69.; 2011. № 1. С. 62–66.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ