КОГНИТИВНАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Лариса Асхатовна Ремезова Самарский государственный социально-педагогический университет

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса связана с принципом наглядности как одним из наиболее существенных постулатов, лежащих в основе организации образовательного процесса. Визуализация учебного материала, определяющая этот принцип, прошла путь от иллюстрации до моделирования как объект и средство активизации познавательной деятельности. В статье подчеркивается, что умение воспринимать информацию и применять ее способствует повышению познавательного интереса, стремления обучаемых к познанию, позитивно влияет на ход умственного развития. Рассматриваются подходы к работе с дошкольниками, которые в противоположность принципу интенсификации ориентируют на принцип амплификации, расширяющий возможности психического развития детей дошкольного возраста за счет максимального развития детской деятельности. Путем сравнения и сопоставления мнений различных авторов в работе предложен авторский подход к исследованию влияния приемов когнитивной визуализации на расширение возможностей старших дошкольников с нарушенным зрением средствами развития ориентировочной основы деятельности в ходе конструирования. Установлено, что в результате основательного познания ребенком различных признаков предметов, способов обследовательских действий, порядка их выполнения он более успешно осуществляет планирование, сохранение в памяти цели, прилагает усилия для ее достижения. В статье отмечено, что новая информация осознается и запоминается лучше тогда, когда знания и умения фиксируются в системе визуально-пространственной памяти. По результатам проведенного исследования установлено, что предъявление материала в визуальном, четко организованном плане позволяет более быстрым темпом и более качественно овладевать новыми знаниями и способами действий, что повышение результативности образовательного процесса можно обеспечить за счет интенсификации методов, форм, средств обучения, в частности за счет использования приемов когнитивной визуализации предлагаемой для усвоения информации. Полученные данные позволяют оценить влияние как иллюстративной, так и когнитивной функции графических моделей в образовательном процессе и сделать вывод, что учет психологических закономерностей процесса когнитивной визуализации способствует повышению результативности овладения детьми деятельностью.

Биография автора

Лариса Асхатовна Ремезова, Самарский государственный социально-педагогический университет
кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования

Литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2004. 352 с.
2. Парамонова Л.А. Теория и методика формирования творческого конструирования в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2002. 192 с.
3. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 2012. № 9. С. 4–5.
4. Говорова Р.И. Развитие схематизированных пространственных представлений у детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1975. 22 с.
5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. 96 с.
6. Сиверио Гомес А.М. Формирование опосредствованного решения познавательных задач у дошкольников : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1980. 22 с.
7. Цеханская Л.И. Овладение построением и использованием графических моделей в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1977. № 12. С. 37–42.
8. Леон Лоренсо С. Роль овладения графическим планированием конструкций в умственном развитии детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1980. 21 с.
9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
10. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1992. № 5-6. С. 26–30.
11. Цыбульская Е.А. Использование символических средств при решении познавательных задач старшими дошкольниками // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 1. С. 39–47.
12. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения // Образование и наука. 2009. № 8. С. 10–30.
13. Манько Н.Н. Актуализация педагогического потенциала визуализации в технологиях обучения // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2013. С. 79–81.
14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
15. Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 91–95.
16. Кудрявцев В.Т. А.В. Запорожец: от идеи самоценности детства – к принципам самодетерминации и амплификации детского развития // Наука о детстве и современное образование: материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца. М.: Центр «Школьная книга», 2005. С. 5–8.
17. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 236–277.
18. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. 96 с.
19. Лазарев В.С. Понятия умственного действия и его формирования в теориях П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 119–127.
20. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности у дошкольников посредством алгоритмических умений // Образование и наука. 2013. № 1. С. 74–84.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ