МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ CLIL-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  • Светлана Анатольевна Гудкова Тольяттинский государственный университет
  • Наталия Владимировна Яшина Тольяттинский государственный университет

Аннотация

Одной из наиболее острых проблем современного образования является эффективное обучение иностранному языку. В настоящее время в образовательном процессе школы педагоги используют множество разнообразных технологий, призванных улучшить качество образования. Методисты все больше внимания обращают на необходимость качественного обучения иностранному языку, начиная со ступени начального образования.

В статье освещены особенности применения CLIL-технологии на уроках иностранного языка в начальной школе. Хотя CLIL-технология – обучение через интеграцию иностранного языка с другими школьными предметами – чаще применяется в старшей и высшей школе, авторы считают возможным ее применение и в начальной школе. В качестве примера в данной статье мы использовали опыт работы при помощи CLIL-технологии в рамках дополнительной образовательной программы по английскому языку для первоклассников.

Опыт преподавания английского языка в начальных классах позволил выявить следующие методические возможности использования CLIL-технологии на уроках иностранного языка: использование занятий иностранным языком как формы закрепления материала, изученного на других школьных предметах; соотнесение по срокам реализации календарно-тематического планирования занятий по иностранному языку с темами неязыковых школьных предметов для эффективной интеграции этих уроков; интеграция на основе неязыкового предмета как эффективный способ изучения иностранного языка в начальной школе. Все эти методические возможности CLIL-технологии не только позволят более качественно сформировать знания и умения младших школьников по иностранному языку, но и смогут послужить основой для новых методических разработок педагогов.

Биографии авторов

Светлана Анатольевна Гудкова, Тольяттинский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика перевода»
Наталия Владимировна Яшина, Тольяттинский государственный университет
магистрант Гуманитарно-педагогического института

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 06 октября 2009 г. М.: Просвещение, 2014. 35 с.
2. Архипенкова А.Ю. К проблеме изучения английского языка в аспекте глобального общения // Вестник Российского университета дружбы народов. 2011. № 3. С. 70–76.
3. Юрасова Е.С., Горбачева Е.А. CLIL технология на уроках английского языка // Царскосельские чтения. 2015. Т. 1. № XIX. С. 359–362.
4. Сперанская Г.Л., Боровков Д.А., Шевалдышева Е.З. Возможности применения зарубежных инновационных технологий при обучении иностранным языкам // Интеграция и повышение качества образовательных процессов как фактор модернизации экономики и промышленности Союзного государства: материалы Международного научно-практического форума. Минск: БНТУ, 2013. С. 121–123.
5. Seikkula-Leino J. CLIL learning: achievement levels and affective factors // Language and Education. 2007. Vol. 21. № 4. P. 328–341.
6. Салехова Л.Л., Данилов А.В. CLIL-интегрированное предметно-языковое обучение: концептуальная идея, преимущества, модели // Казанская наука. 2015. № 12. С. 226–229.
7. Lasagabaster D., Sierra J.M. Language attitudes in CLIL and traditional EFL classes // International CLIL research journal. 2009. Vol. 1. P. 4–17.
8. Coyle D. CLIL – A pedagogical approach from the European perspective. Lëtzebuerg: Springer, 2008. 1217 p.
9. Царенкова В.В., Шпановская С.И. К вопросу о лингвистических преимуществах предметно-языкового интегрированного обучения // Труды БГТУ. Серия 5: Политология, философия, история, филология. 2016. № 5. С. 231–234.
10. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: МПСИ, 2004. 535 с.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
12. Гудкова С.А., Буренкова Д.Ю. Перспективы практической реализации CLIL-технологии в учебной среде вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2. С. 34–37.
13. Вопияшина С.М., Кириллова А.В. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе: компетентностный подход. Основные принципы реализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 94–97.
14. Pérez-Cañado M.L. CLIL research in Europe: Past, present, and future // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2012. Vol. 15. № 3. P. 315–341.
15. Соколовская С.В., Набатова О.А. Предметно-языковое обучение в общеобразовательной школе // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 60–64.
16. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка Enjoy English. Обнинск: Титул, 2012. 56 с.
17. Кабакчи В.В. Английский язык межкультурного общения. СПб.: Образование, 1993. 200 с.
18. Клец Т.Е. К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL в системе иноязычной подготовки студентов // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2015. № 30. С. 83–89.
19. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. М.: Просвещение, 2015. 253 с.
20. Llinares A., Morton T., Whittaker R. The roles of language in CLIL. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 343 p.
21. Глухова Л.В. Управление знаниями: дивергентный подход // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 3. С. 165–168.
22. Гудкова С.А., Буренкова Д.Ю. Методология внедрения CLIL-технологии в систему высшего образования. Тольятти: Кассандра, 2016. 86 с.
23. Гудкова С.А., Буренкова Д.Ю. Grammar in theory and practice. Тольятти: ТГУ, 2016. 161 с.
24. Косс Е.В., Кириллова А.В. Формирование готовности к сдаче международного экзамена по английскому языку как один из инструментов эффективной подготовки конкурентноспособного специалиста в вузе // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 15. С. 99–102.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)