ВИДЫ РАБОТ ПО ОБУЧЕНИЮ ФОНЕТИКЕ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»)

  • Аннель Тлеумагамбетовна Бактыбаева Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

Аннотация

Актуальность использования новых технологий в обучении русскому языку иностранных студентов обусловлена изменениями рынка труда и процессами модернизации в медицинском образовании. В настоящее время растут потребности в высококвалифицированных специалистах-медиках, способных ориентироваться в стремительно изменяющихся социально-экономических процессах. Этим обусловлена необходимость активного применения информационных технологий, позволяющих в ускоренном режиме разрабатывать, изменять и соотносить различные учебные и научно-методические материалы. Автор описал возможности применения электронного учебника при обучении русскому языку студентов-иностранцев медицинского вуза. Благодаря инновационным технологиям иностранные студенты медицинского вуза получили возможность не только изучать русский язык с точки зрения орфографии, грамматики, лексики и стилистики, но и знать и применять медицинскую терминологию русского языка в ситуациях общения. Подобный синтез позволяет иностранным студентам, с одной стороны, усваивать специальные знания, с другой – успешно овладевать языком специальности. На основе дефиниции понятия «электронный учебник» и на примере созданного преподавателями КазНМУ электронного пособия автор рассматривает некоторые виды работ для закрепления фонетических умений у студентов-иностранцев медицинского вуза. Для закрепления фонетических навыков на страницах учебника его авторы предлагают традиционные формы обучения типа «Слушайте и повторяйте за диктором», «Читайте», «Следите за интонацией. Повторяйте за диктором. Читайте». Наряду с такими заданиями используются решение кроссвордов, задание-игра «Собери слово», фонетический диктант. Проведенный сравнительный анализ данных между экспериментальной и контрольной группами свидетельствует о положительном результате при закреплении фонетических навыков у тех студентов, которые имели возможность пользоваться электронным учебником. Описанный эксперимент подтверждает важность развития электронных технологий и использования их в обучении как необходимого средства для повышения уровня знаний русского языка у студентов-иностранцев.

Биография автора

Аннель Тлеумагамбетовна Бактыбаева, Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Русский язык и профессиональный русский язык с курсом латинского языка»

Литература

1. Азимов Э.Г. Методическое руководство для преподавателей по использованию дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному. М.: Макс Пресс, 2004. 110 с.
2. Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика: среда – средства обучения – педагог. М.: РУДН, 2009. 295 с.
3. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. М.: Дашков и К-, 2013. 320 с.
4. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. М.: Флинта, 2005. 216 с.
5. Бовтенко М.А. Создаем компьютерные учебные материалы самостоятельно // Информационные технологии в обучении языку. 2004. № 11. URL: itlt.edu.nstu.ru/article11.
6. Балыхина Т.М., Джао Юйцань. От методики к этнометодике. М.: РУДН, 2010. 210 с.
7. Васильев В.И. Культура компьютерного тестирования. М.: МГПУ, 2002. 200 с.
8. Сокурова Т.Ю. Интеграция компьютерного диагностического тестирования по орфографии и пунктуации в практику преподавания русского языка : дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 266 с.
9. Демкин В.П., Можаева Г.В. Организационно-методическая работа при дистанционном обучении // Открытое и дистанционное образование. 2002. № 2. С. 15–25.
10. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. Томск: Том. ун-т, 2003. 104 с.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999. 272 с.
12. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы интернет-образования. 2002. № 7. С. 8–11.
13. Розина И.Н. Основы информационной и коммуникационной компетенции при использовании электронной почты // Интернет в профессиональной деятельности: сборник научно-методических статей. М.: ИОСО РАО, 2003. С. 68–76.
14. Кедрова Г.Е. Проектирование интернет-учебников по русскому языку: базовые принципы // Русский язык: исторические судьбы и современность: материалы Международного конгресса. М.: МГУ, 2001. С. 407–408.
15. Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А., Архангельская А.Л., Шоркина Е.Н. Компьютер инструмент преподавателя русского языка как иностранного // Информационные технологии в образовании. ИТО–2003: материалы международной конференции. URL: ito.edu.ru/2003/I/3/I-3-2703.html.
16. Русский язык как иностранный для студентов медицинского вуза. Алматы: Рауан, 2016. 288 с.
17. Чуксина И.Г. Что должен знать преподаватель РКИ о компьютерных технологиях // Русский язык за рубежом. 2003. № 2. С. 15–17.
18. Азимов Э.Г. Русский язык в интернете (методический и лингвистический аспекты). М.: Макс Пресс, 2004. 350 с.
19. Низовая И.Ю. Электронный учебник в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3-1. С. 98–100.
20. Дунаева Л.А. Средства информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранных учащихся гуманитарных специальностей научному общению. М.: Макс Пресс, 2006. 296 с.
21. Боровлёва К.С. К вопросу об использовании средств информатизации в обучении русскому языку как иностранному в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 891–896.
22. Руденко-Моргун О.И. Принципы моделирования и реализация электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа. М.: РУДН, 2009. 209 с.
23. Киселева Е.Ю., Горбунова Т.С. Фонетические игры и упражнения на начальном этапе обучения русскому как иностранному и английскому языкам // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2014. № 3. С. 180–184.
24. Фонетика русского языка для иностранцев. Русский алфавит. Произношение звуков. Фонетические упражнения РКИ // Международный центр русского языка как иностранного. URL: rki-site.ru/alfavit-fonetika-proiznoshenie.html.
25. Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения. М.: Флинта, 2000. 160 с.
26. Низовая И.Ю. Теория и практика создания электронного учебника по русскому языку как иностранному : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 23 с.
27. Будильцева М.Б., Царева Н.Ю., Мэн Ся. Впервые по-русски. Вводный фонетико-грамматический курс русского языка для китайских студентов. М.: Русский язык Курсы, 2011. 200 с.
28. Павлова Л.В. Кроссворд как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка // Первое сентября: открытый урок. URL: festival.1september.ru/articles/502073/.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ