КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

  • Екатерина Валерьевна Артамонова Казанский государственный энергетический университет

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся современных тенденций, связанных с реформированием систем образования различных стран, включая отечественную, с акцентом на контрольно-оценочные процессы. Выделяются модели функционирования профессионального образования, а также обнаруживаются предпосылки, влияющие на структурно-содержательную наполняемость контрольно-оценочных мероприятий. Вводится понятие «эвалюация» в образовании, которое рассматривается как интегративная категория оценочно-аналитической деятельности в условиях повышения качества образования. Проводится анализ использования понятия как в зарубежных образовательных системах, так и в отечественной практике, а также указывается его роль в процессе создания и формирования общероссийской системы оценки качества образования, которая рассматривается как совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся. В условиях формирования общероссийской системы оценки качества образования выделяются способы совершенствования системы оценки качества образовательных достижений учащихся, реализуемые в современной российской образовательной реалии в виде различных мероприятий. Особое внимание в этом ключе уделяется введению обязательной государственной итоговой аттестации для определенной категории граждан в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). В статье ЕГЭ рассматривается как переложение зарубежного опыта на отечественную почву в части итогового контроля в связке «школа – вуз», выделяются положительные и отрицательные черты его функционирования для российской образовательной практики.

Обозначенные в статье проблемы указывают на необходимость дальнейшей проработки вопросов реформирования контрольно-оценочных мероприятий в отечественном образовании в части как методологии, так и инструментария данного процесса.

Биография автора

Екатерина Валерьевна Артамонова, Казанский государственный энергетический университет
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Иностранные языки»

Литература

1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
2. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (одобрены правительством Российской федерации) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. № 24. С. 15–23.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
4. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества образования. М.: Логос, 2007. 192 с.
5. Артамонова Е.В. Контрольно-оценочная практика российского профессионального образования: настоящее, прошедшее, будущее // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 224–226.
6. The PISA 2003 assessment framework: mathematics, reading, science and problem solving knowledge and skills. Paris: OECD, 2003. 426 p.
7. Bateson D., Nicol C., Achroeder T. Alternative assessrnent and tables of specification for the third international mathematics and science study // ICC. 1991. № 64. P. 230–238.
8. Dochy F., Segers M., Buehl M. The relation between assessment practices and outcomes of studies: The case of research on prior knowledge // Review of Educational Research. 1999. № 69. P. 145–186.
9. Stecher B. Performance assessment in an era of standards-based educational accountability. Stanford: Stanford University, 2010. 49 p.
10. Parshall C., Spray J., Davey T. Springer. Practical consideratios in computer based testing. New York: SAGE Publication, 2002. 222 p.
11. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Академия, 2007. 224 с.
12. Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в образовании // Педагогика. 2006. № 2. С. 14–22.
13. Концепция общероссийской системы оценки качества образования / под ред. А.Н. Лейбовича. М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2006. 90 с.
14. Болотов В.А. Единый государственный экзамен: на пути к созданию системы независимой оценки качества образования // Высшее образование сегодня. 2004. № 11. C. 12–15.
15. Ковалева Г.С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира (по материалам международного исследования TIMSS). М.: Центр ОКО ИОСО РАО, 1996. 92 c.
16. Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2004. 58 c.
17. Новый взгляд на грамотность: по материалам международного исследования PISA-2000 / под ред. Г.С. Ковалевой. М.: Логос, 2004. 196 с.
18. Артамонова Е.В., Галиахметова А.Т., Андреева Е.А. Реформирование контроля качества образовательных результатов: отечественный опыт // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 149–153.
19. Болотов: оценка должна показывать ученику его слабые и сильные стороны // РИА новости. URL: ria.ru/sn_edu/20160922/1477574896.html.
20. Ибрагимов Г.И. Методологические основы и факторы развития дидактических понятий // Педагогика. 2011. № 10. С. 12–19.
21. Система оценки качества образования. Лесной: Управление образования, 2008. 35 c.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ