ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТНО-МОДУЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

  • Татьяна Юрьевна Шинявская Уральский федеральный университет
  • Татьяна Сергеевна Берсенева Уральский федеральный университет
  • Наталья Владимировна Скоробогатова Уральский государственный университет путей сообщения

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с преобразованиями современной системы образования в Российской Федерации, с необходимостью организации процесса подготовки будущих специалистов, гарантирующего возможность реализовать себя в профессиональной деятельности, быть конкурентоспособным на рынке труда. Важной становится задача повышения качества подготовки специалистов, в которой наряду с другими качествами акцентируется внимание на формировании стремления получать новые знания, осмыслении познавательных ценностей, переосмысления результатов своей образовательной деятельности. Данная проблема решается при помощи разработки компонентно-модульной организации процесса обучения. Такая организация рассматривается как адекватная целям подготовки будущих специалистов, как фактор повышения функциональности и эффективности образовательного процесса в вузе. В статье рассматривается сущность компонентно-модульной организации процесса обучения в вузе, ее компоненты, функции. Описаны целевой, процессуальный, содержательный, технологический, методический, проектировочный, рефлексивный компоненты, которые обусловливают реализацию компонентно-модульной организации процесса обучения. Их совокупность направлена на раскрытие содержания определенной учебной темы или учебной дисциплины. Это обеспечивает формирование динамичной совокупности знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые будут продемонстрированы студентом после завершения образовательной программы или ее части. Рассматриваются функциональные характеристики каждого компонента. Подчеркивается, что управленческая функция направлена на включение каждого студента в активную учебно-познавательную деятельность, формирование самостоятельности студентов в процессе обучения. Содержательные характеристики компонентно-модульного обучения представлены как сконструированный блок учебной дисциплины. В этом блоке сформулированы дидактические цели, дано содержание учебного материала, методические рекомендации для студентов, включена система контроля. Данные аспекты раскрывают основные характеристики компонентно-модульной организации процесса обучения, в основе которой содержание структурируется в модуль. Модуль представляет собой самостоятельный элемент, концептуальную единицу учебного материала. Сформулировано понятие компонентно-модульной организации процесса обучения – конструирование учебных программ в единстве технологической, методической и организационной сторон процесса подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Биографии авторов

Татьяна Юрьевна Шинявская, Уральский федеральный университет
старший преподаватель
Татьяна Сергеевна Берсенева, Уральский федеральный университет
старший преподаватель
Наталья Владимировна Скоробогатова, Уральский государственный университет путей сообщения
доцент

Литература

1. Ахметжанова Г.В., Павлова Е.С., Кошелева Н.Н. Социализация личности в процессе реализации кредитно-модульной системы обучения в вузе // Теплофизические и технологические аспекты повышения эффективности машиностроительного производства: сборник трудов IV Международной научно-технической конференции (Резниковские чтения). Тольятти: ТГУ, 2015. С. 316–318.
2. Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Груздова И.В., Дрыгина Е.Н., Кустов Ю.А., Медяник Г.А., Сундеева Л.А. Полиаспектная подготовка современного педагога. М.: Академия Естествознания, 2011. 173 с.
3. Ермоленко В.А., Данькин С.Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002. 162 с.
4. Голованова Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 437–442.
5. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 141 с.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
7. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. 271 с.
8. Балавина А.Н. Повышение эффективности блочно-модульного обучения в развитии интеллектуальных качеств специалиста в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2005. 24 с.
9. Коц-Сенюх Г. Модульные концепции обучения и их эффективность в развитии интеллекта студентов // Современная высшая школа. 1990. № 2. С. 67–74.
10. Коняева Е.А. Формирование готовности будущих учителей к реализации технологии модульного обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 26 с.
11. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. М.: ВИПК МВД России, 1999. 174 с.
12. Морозова H.A., Голованова Ю.В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 437–442.
13. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 177 с.
14. Глухова Е.А. «Модульное обучение» как новое направление системы образования // Психологическое сопровождение профессионального образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2006. С. 61–62.
15. Конев В.В., Мерданов Ш.М., Медведев А.В., Шаруха А.В. Использование междисциплинарных связей в преподавании технических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 2. С. 54–58.
16. Мерданов Ш.М., Медведев А.В., Конев В.В., Волкова Е.В. Междисциплинарные связи как основа преподавания дисциплины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1. С. 36–40.
17. Медведев В.П., Денисова Л.Н. Модульно-компетентный подход к новым государственным образовательным стандартам // Фундаментальные исследования. 2009. № 2. С. 96–99.
18. Данилина Е.А. Обучение студентов вуза английскому языку на основе компетентностно-модульной организации учебного процесса : дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2013. 249 с.
19. Лебедева М.Б., Соколова Е.И. Модульный подход к обучению и возможности его организации в курсе информатики // Информатика и образование. 1997. № 5. С. 75–80.
20. Петрова М.А. Развитие самообразовательной деятельности студентов вуза на основе модульной технологии обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2007. 24 с.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ