НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ НА ЗАНЯТИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

  • Ольга Александровна Плахова Тольяттинский государственный университет
  • Татьяна Владимировна Асеева Тольяттинский государственный университет

Аннотация

Цель работы – анализ актуальных проблем, стоящих перед студентами-мигрантами, и описание основных направлений реализации социально-педагогической поддержки студентов-мигрантов при обучении их английскому языку.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях образовательной миграции иностранные студенты сталкиваются с целым рядом проблем, успешное решение которых во многом определяется поддержкой, которая оказывается студентам в период их адаптации. Наиболее острые из них – языковой и социокультурный барьеры, препятствующие успешному включению иностранных студентов в образовательную, культурно-досуговую и социальную деятельности.

В работе подчеркивается, что академическая адаптация проявляется в противоречии между уровнем готовности (коммуникативной компетенции) иностранных студентов к восприятию учебной информации и высокими требованиями образовательного учреждения, а также в неосведомленности об академических стереотипах страны обучения.

Сущность социокультурного барьера связывается в исследовании с незнанием норм и базовых ценностей современного российского общества, особенностей повседневного быта и правил межличностного общения, что приводит к трудностям в коммуникации как с сокурсниками, так и с преподавателями.

Выделено несколько направлений социально-педагогической поддержки иностранных студентов преподавателем на занятиях. Авторы приходят к выводу о необходимости методической подготовки преподавателя к обучению студента-мигранта. Подчеркивается роль грамотной разработки и подачи нового учебного материала на английском языке, а также подбора культурно-ориентированного материала и разработки заданий, ставящих своей целью знакомство с поликультурным миром. Огромную важность приобретает также активное использование интерактивных форм обучения (например, стимулирование совместной работы российских студентов и студентов-мигрантов при подготовке совместных проектов и презентаций) и учет принципа вариативности.

Биографии авторов

Ольга Александровна Плахова, Тольяттинский государственный университет
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Татьяна Владимировна Асеева, Тольяттинский государственный университет
доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

Литература

1. РФ. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиски стратегии // Магистр. 2000. № 3. С. 77–81.
3. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 32–36.
4. Абсалямова А.Г. Мультикультурное образование на современном этапе: проблемы становления в отечественной педагогической практике // Социальная политика и социология. 2012. № 9. С. 288–295.
5. Леонтьев М.Г. Мультикультурное образование и формирование этнокультурной компетентности студентов вуза // Вестник МГСУ. 2011. № 6. С. 532–534.
6. Джуринский А.Н. Мультикультурное образование автохтонов и иммигрантов: идеи и практика // Человек и образование. 2016. № 1. С. 51–58.
7. Балицкая И.В. Мультикультурное образование в США, Канаде, Австралии : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 31 с.
8. Бессарабова И.С. Мультикультурное образование в США: концепция Джеймса Бэнкса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. № 2. С. 25–32.
9. Кожевников П.А., Рычкова Н.М. Мультикультурное образование в США // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. 2012. № 1. С. 75–78.
10. Неволина В.А. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2014. № 5. С. 88–93.
11. Карабанова О.А., Вислова А.Д. Мультикультурное образование и формирование толерантности личности // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 3. С. 119–121.
12. Плахова О.А. Роль народной сказки в развитии социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2004. № 4. С. 76–82.
13. Бортникова Т.Г. Формирование межкультурной компетенции в рамках учебного процесса вуза // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5-6. С. 391–394.
14. Хохленкова Л.А. Формирование межкультурной компетенции у будущих специалистов сферы сервиса на занятиях по иностранному языку // Запад-Россия-Восток. 2011. № V. С. 97–102.
15. Хохленкова Л.А. Роль иностранного языка в межкультурном общении будущего специалиста сферы сервиса // Запад-Россия-Восток. 2012. № 6. С. 160–164.
16. Апанасюк Л.А. Навыки межкультурного взаимодействия студентов-мигрантов. Тольятти: ТГУ, 2012. 211 с.
17. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2. С. 383–388.
18. Абдуразакова Д.М. Особенности реализации педагогической модели развития толерантного сознания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования многонационального региона // Образование и общество. 2009. № 2. С.114–118.
19. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3–10.
20. Доморовская О.Г. Основные направления социально-воспитательной работы со студентами-мигрантами в вузе // Преподаватель высшей школы в 21 веке: труды международной научно-практической интернет-конференции. Т. 4. Ростов н/Д.: Диапазон, 2005. С. 183–187.
21. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012. 168 с.
22. Ивойлова И. Мигрант на обучение // Российская газета. 2012. № 226.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ