ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ

  • Татьяна Валерьевна Гребенщикова Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

Аннотация

В статье раскрывается подход к реализации психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре. Интерес к проблеме обусловлен актуализирующейся в основных нормативных документах дошкольного образования задачей эмоционального развития, необходимостью обеспечения эмоционального благополучия каждого из воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации и, как следствие, интенсификацией поиска способов решения проблемы, ориентированных на возрастные ценности дошкольников, отвечающих принципам личностно ориентированного образования.

Исходя из ключевых ориентиров дошкольного воспитания, связанных с индивидуализацией образовательного процесса, обосновывается целесообразность дальнейшего изучения проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста с позиции психолого-педагогического сопровождения. Рассмотрены возможности парадигмы сопровождения в решении задач эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре.

В статье раскрыто содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития дошкольников». На основе анализа психолого-педагогических исследований, программно-методических материалов по изучаемой проблеме определены объективные основания сопровождения эмоционального развития детей в игре. Раскрыты базовые аспекты сопровождающей деятельности по развитию эмоций детей в игре, заключающиеся в возможности как обнаружения сложившегося эмоционального опыта детей, так и его преобразования (развития и коррекции). Обосновывая психолого-педагогическое сопровождение как деятельность, направленную на появление возрастных новообразований в эмоциональной сфере дошкольника, обеспечение эмоционального благополучия, автор выделяет направления психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в игре. Раскрыты функции сопровождающей деятельности педагога, стимулирующие предвидимые преобразования в эмоциональной сфере дошкольника в игре.

Обоснованный в статье подход к организации психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в игре представляет собой попытку разрешить противоречие между необходимостью стимулировать появление ожидаемых изменений в эмоциональной сфере и необходимостью сохранить свободный от принуждения взрослых характер игры, дающий ребенку возможность самовыражения и самоисследования переживаний.

Биография автора

Татьяна Валерьевна Гребенщикова, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и дошкольная педагогика и психология»

Литература

1. Ежкова Н.С. Педагогические основы эмоционального развития детей трёх-шести лет // Детский сад от А до Я. 2007. № 1. С. 34–50.
2. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65–77.
3. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24–35.
4. Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. 124 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
6. Ekman P., Oster H. Facial expressions of emotion // Annual Review of Psychology. 1979. Vol. 20. P. 527–554.
7. Я – Ты – Мы: программа социально-эмоционального развития дошкольников / сост. О.Л. Князева. М.: Мозаика – Синтез, 2003. 168 с.
8. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. 102 с.
9. Mayer J.D., Roberts R.D., Barsade S.G. Human abilities: emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507–536.
10. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. 2007. № 5. С. 80–87.
11. Козлова Е.В., Вольстер А.В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7. С. 178–181.
12. Гребенщикова Т.В. Педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 265–271.
13. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51–55.
14. Битянова М.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. № 3. С. 4–12.
15. Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007. № 5. С. 120–125.
16. Майер А.А. Система сопровождения социализации ребенка в образовании // Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации личности в современном образовательном пространстве: материалы региональной научно-практической конференции. Т. 2. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаев, 2011. С. 235–240.
17. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1998. 347 с.
18. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
19. Кошелева А.Д., Стрелкова Л.П. Эмоциональное развитие детей в игре // Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989. С. 131–141.
20. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ