РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ В РАДИОКРУЖКЕ

  • Лидия Николаевна Васильева Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
  • Сергей Геннадьевич Чумаров Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Аннотация

Недостаточная разработанность проблемы развития профессионально-технической ориентации учащихся, растущая потребность производственной сферы в специалистах технического профиля обусловили актуальность настоящей работы. В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием профессионально-технической ориентации школьников как фактора, влияющего на выбор будущей профессии. Показаны результаты проведенных исследований по работе радиокружка как одной из оптимальных форм работы по формированию профессионально-технической ориентации школьников старших классов. Рассматривается решение проблемы приобщения будущих студентов к проектно-конструкторской, научно-технической и экспериментально-исследовательской деятельности через включение школьников старших классов в различные виды творческой деятельности. Авторами обоснована значимость кружковой деятельности в повышении качества профессиональной подготовки будущих абитуриентов, выбирающих технические направления. Уточнены цели, задачи работы радиокружка, особенности организации кружка на базе кафедры «Телекоммуникационные системы и технологии». Раскрыты основные принципы работы и требования к организации эффективного функционирования радиокружка. Разработаны критерии сформированности ключевых компетенций, позволяющие контролировать процесс развития у обучающихся профессионально-технической ориентации. По результатам диагностирующего исследования авторы делают вывод, что обучение в радиокружке способствует: систематизации и актуализации имеющихся теоретических знаний школьников в области радиоэлектронных компонентов и материалов; подготовке будущих абитуриентов к практическому конструированию технических устройств; повышению стремления обучающихся творчески использовать полученные на занятиях знания на практике; приобретению опыта самостоятельной исследовательской работы.

Обобщенный в статье опыт работы радиокружка кафедры ориентирован на разработку практических рекомендаций для улучшения и дальнейшего совершенствования профессионально-технической ориентации школьников старших классов.

Биографии авторов

Лидия Николаевна Васильева, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Телекоммуникационные системы и технологии»
Сергей Геннадьевич Чумаров, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Телекоммуникационные системы и технологии»

Литература

1. Кудрявцев В.О., Демидов В.О. Повышение мотивации учащихся к получению профессионального технического образования в кружках по электротехнике // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск: Иркутский государственный университет путей и сообщения, 2016. С. 537–539.
2. Солодков С.С., Демченко А.Р., Пальянов М.П. Профориентация в системе непрерывного образования // Профильная школа. 2013. Т. 1. № 4. С. 40–46.
3. РФ. Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Министерство экономического развития Российской Федерации Минэкономразвития России. URL: economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016.
4. РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. URL: rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
5. РФ. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2010 года. URL: prognoz2030.hse.ru/1cycle.
6. Прошутинский А.Д. Роль радиотехнического творчества в профессиональном становлении личности учащихся // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции. В 7 т. Т. 4. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2012. С. 98–100.
7. Самедов М.Н. Творчество учащихся в радиотехническом кружке // Научные труды SWorld. 2012. Т 24. № 4. С. 60–62.
8. Прошутинский А.Д., Солнцев Г.Е. Формирование творческой активности подростков при занятии радиотехническим творчеством // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 9. С. 122–124.
9. Баклага О.А. Развитие технического творчества учащихся старших классов при изучении факультативного курса «Практическая электродинамика» : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 187 c.
10. Round S.D., Duke R.M. Strategies for increasing undergraduate power electronic course enrolments // Australasian universities power engineering conference. Brisbane: IEEE, 2000. P. 252–256.
11. Fussi A. Electrical engineering and power electronics promotion for secondary school kids // Power Electronics and Motion Control Conference. Slovenia: IEEE, 2006. P. 2099–2104.
12. Столяров Ю.С., Комский Д.М., Гетта В.Г. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 1989. 223 с.
13. Васильева Л.Н. Принципы личностно-деятельностного подхода, реализуемые при решении профессионально-ориентированных задач // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. С. 132–136.
14. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. Т. 2. Киев: Рад. Школа, 1979. 725 с.
15. Иго Т. Arduino, датчики и сети для связи устройств. СПб.: БХВ-Петербург, 2016. 544 с.
16. Блум Д. Изучаем Arduino: инструменты и методы технического волшебства. СПб.: БХВ-Петербург, 2015. 336 с.
17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
18. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 42–45.
19. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 490 с.
20. Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕР СЭ, 2002. 320 с.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)