СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Юлия Александровна Лаптева Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

Аннотация

В статье представлен анализ современного состояния проблемы эмоционального развития в зарубежных и отечественных исследованиях. На основе обобщения различных исследовательских позиций выделены нормативные показатели, определяющие содержательные характеристики эмоционального развития ребенка-дошкольника. Показаны возрастные возможности детей разных периодов дошкольного детства, которые составляют содержательную основу ключевых эмоциональных новообразований (способность к дифференциации и идентификации эмоциональных состояний, способность к эмпатии, способность к эмоциональному предвосхищению). Анализ существующих взаимосвязей между отдельными структурными компонентами эмоциональных новообразований дошкольника приводит к пониманию того, что в качестве критериев их комплексной оценки могут выступать восприятие и понимание эмоциональных состояний по экспрессии или контексту эмоциональной ситуации, развитие эмоциональной децентрации, эмоциональное предвосхищение. Последнее приводит нас к предположению о том, что вышеозначенные критерии могут быть рассмотрены с позиции оценки одних и тех же показателей. Так, восприятие, понимание, опознание эмоциональных состояний фактически рассматриваются в качестве критериев оценки эмоционального и когнитивного компонентов структуры эмпатии. При этом повышение с возрастом качественных и количественных показателей восприятия и понимания эмоциональных состояний связано с расширением предметного содержания потребностей, развитием эмоциональной децентрации. Социальное опосредование эмоциональных состояний, просоциальная мотивация поведения могут быть одновременно рассмотрены в качестве показателей развития эмпатии (как важного социального приобретения дошкольника) и способности к эмоциональному предвосхищению. Результаты теоретических обобщений представлены в виде схемы, наглядно представляющей возрастные изменения содержания эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства.

Биография автора

Юлия Александровна Лаптева, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета
старший преподаватель кафедры «Общая и дошкольная педагогика и психология»

Литература

1. Lewis M., Sullivan M.W., Stanger C., Weiss M. Self development and self-conscious emotions // Child development. 1989. Vol. 60. P. 146–156.
2. Handbook of emotions / ed. M. Lewis, J.M. Haviland-Jones. New York: Guilford Press, 2008. 864 p.
3. Tomkins S.S. Effect, imagery, consciousness // The positive affect. Vol. 1. New York: Springer, 1962. P. 1–35.
4. Cole P.M., Martin S.E., Dennis T.A. Emotion regulation as a scientific construct: methodological challenges and directions for child development research // Child development. 2004. Vol. 75. № 2. P. 317–333.
5. Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1998. 650 p.
6. Saarni C. The development of emotional competence. New York: Guilford Press, 1999. 381 p.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5–295.
8. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 416–436.
9. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
10. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1. С. 65–77.
11. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 45–50.
12. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении : дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2011. 209 с.
13. Довгая Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации : дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2012. 238 с.
14. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24–35.
15. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тезисы докладов. М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1979. С. 10–13.
16. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 24 с.
17. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 27 с.
18. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Моск. ун-т, 1972. 38 с.
19. Якобсон С.Г., Щур З.Г. Роль соблюдения этической нормы в её усвоении // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.: НИИ ОПП, 1977. C. 127–134.
20. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
21. Винокурова О.В. Социо-эмоциональное развитие старших дошкольников. Борисоглебск: БГПИ, 2007. 155 с.
22. Лаптева Ю.А., Федорова Н.И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации // Евразийский союз учёных. 2015. № 7-6. С. 73–76.
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ