ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БУЛЛИНГУ И ЕГО УЧАСТНИКАМ

  • Диана Ярославовна Грибанова Псковский государственный университет
  • Румия Рашидовна Калинина Псковский государственный университет
  • Лариса Игоревна Максименкова Псковский государственный университет

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению важной социально-психологической проблемы – буллинга, нового понятия для отечественной психологии, но не нового явления нашего общества. Чаще всего понятие «буллинг» используется для анализа случаев травли и насилия в образовательной среде. В статье дано определение буллинга с позиций Американской психологической ассоциации, представлена одна из классификаций буллинга. Описана структура данного явления с позиций диспозиционального подхода. Она включает участников буллинга: агрессоров, жертв (покорных и агрессивных), свидетелей (наблюдателей), которые, в свою очередь, могут активно или пассивно поддерживать агрессора, либо, наоборот, сочувствовать жертве и защищать ее.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2015–2016 гг. в школах города Пскова в 5–10 классах на выборке более 400 человек. Рассматриваются результаты, полученные на выборке десятиклассников, свидетельствующие об отношении старшеклассников к проявлениям насилия в школе, к его участникам: агрессорам, жертвам, свидетелям, а также к учителю и его действиям по предотвращению буллинга. Для эмпирического исследования был применен метод незаконченных предложений, разработанный Л.И. Максименковой.

Анализ полученных результатов позволил сделать выводы о характере отношения старшеклассников к проблеме буллинга, выявить некоторую противоречивость в отношении к агрессорам, жертвам и свидетелям. Полученные данные говорят также о неоднозначной оценке молодыми людьми действий учителя в ситуациях буллинга. Анализ результатов представлен в гендерном аспекте.

Биографии авторов

Диана Ярославовна Грибанова, Псковский государственный университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Румия Рашидовна Калинина, Псковский государственный университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Лариса Игоревна Максименкова, Псковский государственный университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Литература

1. Калинина Р.Р. Буллинг в образовательной среде: проблема и пути изучения // Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2015. С. 254–258.
2. APA Resolution on Bullying Among Children and Youth, July 2004. URL: apa.org/about/policy/bullying.pdf.
3. McCallion G., Feder J. Student bullying: overview of research, federal initiatives, and legal issues. Washington: Congressional Research Service, 2013. 29 p.
4. Farmer T.W., Xie H. Agression and school social dynamics: the good, the bad, the ordinary // Journal of School Psychology. 2007. № 45. P. 461–478.
5. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.
6. Graham S., Juvonen J. An attributional approach to peer victimization // Peer harassment in school: the plight of the vulnerable and victimized. New York: Guilford Press, 2001. P. 49–72.
7. Терранова Э., Хиллз У.Е. Буллинг как проблема общественного здоровья: идентификация и управление агрессивным поведением в школьной среде // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2014. № 3. С. 22–30.
8. Olweus D. Bullying at school: what we know what we can do. New York: Wiley-Black-well, 1993. 135 p.
9. Pozzoli T., Gini G. Active defending and passive bystander behavior in bullying: the role of personal characteristics and perceived peer pressure // Journal of Abnormal Child Psychology. 2010. № 38. P. 815–827.
10. Fanti K.A., Kimonis E.R. Dimensions of juvenile psychopathy distinguish “bullies”, “bully-victims”, and “victims” // Psychology of Violence. 2013. № 3. P. 396–409.
11. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 151–154.
12. Juvonen J., Graham S., Schuster M.A. Bullying among young adolescents: the strong, the week, and the troubled // Pediatrics. 2003. № 112. P. 1231–1237.
13. Соловьев Д.Н. Буллинг в среде школьников подросткового возраста // Обучение и воспитание: теория и практика. 2013. № 5. С. 19–23.
14. Wilton M.M., Craig W.M., Pepler D.J. Emotional regulation and display in classroom victims of bullying: сharacteristic expressions of affect, coping styles, and relevant contextual factors // Social Development. 2000. № 9. P. 226–245.
15. Eslea M., Menesini E., Morita Y., O`Moore M., Mora-Merchan J.A., Pereira B., Smith P.K. Friendship and loneliness among bullies and victims: data from seven countries // Agressive Behavior. 2003. № 30. P. 71–83.
16. Olweus D., Limber S.P., Flerx V.C., Mullin N., Riese J., Snyder M. Olweus bulling prevention program: schoolwide guide. Hazelden: Center City MN, 2007. 280 p.
17. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994–2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 65–90.
18. Грибанова Д.Я. Представление о буллинге старшеклассников // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. № 23. С. 80–85.
19. Максименкова Л.И. Представления подростков о буллинге // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 201–205.
20. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2014. № 1. С. 47–55.
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ