НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ПЕРВОФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ПРИРОДЫ ЛИЧНОСТИ

  • Мария Владимировна Гузева Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация

В статье представлен анализ отечественной философско-педагогической мысли по духовно-нравственной проблематике в различные периоды (начиная с XII в. и до наших дней), где духовно-нравственное воспитание считается неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.

Показаны основные подходы к проблеме нравственного воспитания. Первый подход связан с поисками путей активизации нравственного воспитания. В рамках второго подхода осуществляется анализ развития нравственной устойчивости личности. Непосредственно содержание нравственного воспитания и его механизм уточняет третий подход. Круг вопросов, связанных с развитием нравственных убеждений школьников, составляет четвертый подход. Обобщение передового практического опыта школ, учителей-новаторов происходит в рамках пятого подхода.

Значительное место в статье отводится анализу тенденций научных исследований на рубеже XX–XXI столетий, в процессе которого было установлено, что в 90-е гг. общество утратило интерес к вопросам нравственного воспитания. Однако в начале XXI в. интерес исследователей к проблемам духовно-нравственного воспитания существенно возрастает. В статье предпринята попытка систематизации ключевых идей духовно-нравственного воспитания. Автор приходит к выводу о необходимости возрождения «базовых российских ценностей», формирующих ценностные ориентации подрастающего поколения.

Биография автора

Мария Владимировна Гузева, Северо-Кавказский федеральный университет
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий

Литература

1. Изборник: сборник произведений литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, 1969. 799 с.
2. Головушкина М.В. Духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях российской губернии во второй половине XIX – начале XX веков: на материалах Пензенской губернии : дис. … канд. пед. наук. Пенза, 2009. 245 с.
3. История педагогики в России: хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. М.: Академия, 2002. 400 с.
4. Колесов В.В. Домострой без домостроевщины // Домострой. М.: Советская Россия, 1990. С. 5–24.
5. Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб.: Тип. Ф. Елеонского и К°, 1884. 591 с.
6. Шапошников Л.Е. Педагогические воззрения А.С.Хомякова: к 200-летию со дня рождения // Педагогика. 2004. № 4. С. 65–74.
7. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собрание сочинений. Т. 2. M.: Академия педагогических наук РСФСР, 1948. 656 с.
8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 557 с.
9. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX – первая половина XX вв.) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2006. 33 с.
10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. 224 с.
11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. 368 с.
12. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. 208 с.
13. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
14. Гарифуллина Р.С. Аксиологический потенциал социально-культурной деятельности как ресурс духовно-нравственного воспитания молодежи : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 458 с.
15. Гладких Л.П. Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста : автореф. ... канд. пед. наук. Курск, 2005. 28 с.
16. Пархоменко И.А. Социально-педагогические ресурсы повышения качества подготовки студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию младших школьников : автореф. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 24 с.
17. Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе на основе интегративного подхода : автореф. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2010. 23 с.
18. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников : автореф. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2007. 42 с.
19. Веретенникова С.В. Духовно-нравственная составляющая образовательной деятельности современного учителя : автореф. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2010. 24 с.
20. Рыбина Г.В. Гуманизация профессиональной деятельности учителя как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся : автореф. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 20 с.
21. Абдуллаева Н.А. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье : автореф. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2011. 22 с.
22. Лисовенко Г.В. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона : автореф. ... канд. пед. наук. Сочи, 2004. 23 с.
23. Харламова М.А. Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся : автореф. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2010. 24 с.
24. Гузева М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 40–43.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ