ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

  • Эдуард Рафаилович Хакимов

Аннотация

В статье описана история и причины появления понятия «Поликультурное образование» в российской педагогике. Дан обзор опроса российских ученых – участников конференции «Образование и межнациональные отношения» (2009). Приводится периодизация использования понятия «Поликультурное образование» в зависимости от изменения смысла термина «культура», отраженного в официальных российских образовательных документах.

Литература

1. Williams R.L. Cross Cultural Education: Teaching Toward a Planetary Perspective. The Curriculum Series. - Washington D.C.: National Education Association of the United State, 1977. - 63p.
2. Вознюк А.В. К вопросу об обосновании холистической парадигмы образования // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - №3 (3). - С. 34-41.
3. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. - Пятигорск: Пятигорский гос. линг. ун-т, 2003. - 42 с.
4. Интенет-семинар на тему: Развитие теории и практики многокультурного (межкультурного / поликультурного) образования // Образование и межнациональные отношения: теория и социальная практика: Материалы конференции. - Ижевск: УдГУ, 2007. С.445-461.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. РАО. - М.: Просвещение, 2009.
6. Концепция поликультурного образования в России. - М., 2010. Режим доступа на 01.07.2011: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/.
7. Малькова З.А., Макаев В.В., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в общеобразовательной школы в современной России. - М., 1998.
8. Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. - Вып. 2. - М., 1993. С. 56-69.
9. Наушабаева С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике (анализ концепции Д.Бэнкса) // Педагогика.-1993. - №1. - С. 104-109.
10. Новолодская С.Л. Использование интерактивных методов в поликультурном образовании будущих менеджеров в сфере сервиса и туризма // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №1 (4). - С.77-80.
11. Об образовании. Закон РФ. - М., 1992.
12. Овсянникова Т.В. Педагогические условия формирования межкультурной компетентности студентов // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №2 (5). - С. 152-155.
13. Рюлькер Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ // Перспективы. Вопросы образования: ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. - 1993. - № 1. - С. 53-69.
14. Сажин Д.В. Поликультурализм: теория и образовательная прак¬тика / Под ред. Л.Г.Брылевой. - СПб.: ИОВ РАО, 2001. - 75 с.
15. Скрипник Н.И. Концептуальные основы и условия воспитания толерантных взаимоотношений старших дошкольников // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - №2 (2). - С.102-105
16. Фадеева Т.Ю. Формирование толерантности у будущих педагогов-психологов в образовательном процессе вуза // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №2 (5). - С. 194-198.
17. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе: Федеральная целевая программа (2001-2005). - М., 2001
18. Хакимов Э.Р. Поликультурное образование как фактор формирования конкурентоспособности учащихся // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №2 (5). - С. 200-204.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ