ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ И УСЛОВИЯ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ НА НАЧАЛЬНЫХ УРОВНЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

  • Татьяна Дмитриевна Барышева

Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к обучению на основе компетентности и рефлексивной практики. Также рассмотрены выводы о сложной траектории формирования профессиональной направленности будущих педагогов и психологов образования на вузовском этапе их профессионализации.  Личностная позиция относительно ориентаций в педагогических взаимодействиях является одним из условий, определяющих  основу рефлексивной практики. При соответствующих условиях саморефлексия будущих учителей и психологов может конструктивно способствовать профессиональному самосовершенствованию. В статье предлагаются некоторые подходы к развитию их профессионального сознания и самосознания.

Литература

Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / Авт. коллектив: В.В.Рубцов, Е.И.Метелькова, С.В.Алехина, М.Р.Битянова, И.Я.Лейбман, Е.Л.Гращенкова. М., 2008. Часть 1. Анализ профессиональной деятельности педагогов-психологов системы образования в современных условиях.
Барышева Т.Д. Проблема психологии как предмета преподавания // Инновации в образовании. 2006. № 1. С. 90-94.
Барышева Т.Д. Психологическое образование и профессионально-педагогическое развитие учителей в условиях полисубъектной парадигмы образования // Образование в условиях формирования нового типа культуры. Материалы 2-й Межвузовской науч.-практ. конф. СПбГУП. СПб., 2003. С.26-30.
Барышева Т.Д. Рефлексивный подход к развитию профессионального сознания и самосознания будущих педагогов-психологов в условиях модернизации высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3(6). С. 47-50.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., 2003.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Курган, 2001.
Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
Furlong J. (2000). Higher Education and the New Professionalism for Teachers: A Discussion Paper. London.
Furlong J., Barton L., Miles S., Whiting C., Whitty G. (2000). Teacher Education in Transition. Buckingham: Open University Press.
Hagger H., McIntyre D. (2006). Learning Teaching from Teachers: Realizing the Potential of School-based Teacher Education. Maidenhead. New-York: Open University Press.
Hoffman-Kipp P., Artiles A.J., Lopez-Torres L. (2003). Beyond reflection: teacher learning as praxis // Theory into Practice, № 42(3), pp. 248-254. URL http://findarticles.com/p/articles/ [Дата обращения 3.05.11]
Huang H.-J. (2001) Professional development through reflection: a study of pre-service teachers’ reflective practice // International Electronic Journal for Leadership in Learning, Volume 5(6). URL http://www.ucalgary.ca/iejll/huang [Дата обращения 29.04.11]
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)