ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ВНЕШНИХ ПАРТНЕРОВ В РАМКАХ ЛОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

  • Светлана Альбертовна Харченко

Аннотация

В условиях преобразования мирового пространства в единую зону представляется целесообразной актуализация научного дискурса, предметом обсуждения которого являются возможности формирования менталитета сотрудничества в современном российском сообществе. Объективная сложность, многоплановость жизни субъекта в новом мировом сообществе ставит его перед необходимостью «быть сотрудником» на разных уровнях взаимоотношений. Определяющая роль в решении данной проблемы принадлежит системе высшего образования. Значительным развивающим потенциалом для формирования культуры сотрудничества студентов вуза обладает кластерное взаимодействие. Реализация механизма кластерного взаимодействия традиционно предполагает функционирование образовательного кластера, который характеризуется долгосрочным, системным характером совместной деятельности его субъектов (образовательных, производственных, научных учреждений и др.). В актуальной российской ситуации кластерное взаимодействие обусловлено такими трудностями, как неготовность работодателей формулировать систему требований к компетенциям будущего специалиста и ограничение возможностей вузов включаться в системное взаимодействие с работодателями на уровне современных требований производства. Необходима последовательная и глубинная проработка компонентов системы кластерного взаимодействия. Поэтому мы полагаем, что в образовательном процессе вуза одним из вариантов решения проблемы может выступать взаимодействие обучающихся и специалистов внешних учреждений, организуемое в рамках локального образовательного кластера, значимым преимуществом которого является прямое, активное включение студентов в совместную с профессионалами деятельность по производству конкретного социально-значимого продукта.

Литература

1. Афонина Е. А. Формирование образовательных кластеров как фактор повышения конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук – Нижний Новгород. 2008. 177 с.
2. Барышникова М. Ю. Кластерное взаимодействие в стратегических программах развития вузов // Ректор вуза. 2012. № 4. С. 18–21.
3. Бех И. Д. Личностно - ориентированное воспитание. Київ : ІЗМН. 1998. 204 с.
4. Ванюрихин Г. Научно-образовательные кластеры и информационные технологии [Электронный ресурс] // Самоуправление. 2011. № 6-7. С. 46-47. – Режим доступа: http://www.samupr.ru/msu-innovacii/nauchno-obrazovatelnye-klastery-i-informacionnye-texnologii.
5. Возчиков В. А. Педагогические аспекты становления человека культуры // Педагогика. 2000. № 2. С. 43–49.
6. Давыденко Т. Г. О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций // Высш. образование в России. 2008. № 7. С. 69–72.
7. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 61—71.
8. Евсеева О. Л. Изучение сотрудничества в педагогическом сообществе // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2009. № 7. С. 118–122.
9. Игнатова И. Кластерный подход в управлении учреждением образования // Народное образование. 2009. № 8. С. 62–66.
10. Марков Л. С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых : науч.-практ. конф. Но-восибирск, ИЭОПП СО РАН, 9-11 ноября 2004 г. – Режим доступа: http://econom.nsc.ru/ieie/smu/conference/articles/%CC%E0%F0%EA%EE%E2%CB%D1.doc.
11. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурен-тоспособных кластеров в странах с переходной экономикой [Электронный ресурс] // Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. – Режим доступа: http://subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_171.html.
12. Портер М. Конкуренция : пер.с англ. / М. : Вильямс, 2003. 495 с.
13. Портер М. Международная конкуренция : конкурентные преимущества стран : [пер.с англ.]. М. : Междунар. Отношения. 1993. 895 с.
14. Романцев Г. Центр высшего педагогического образования – новая форма институциональной трансформации // Образование: цели и перспективы. 2010. № 10. С. 30–33.
15. Рензулли Дж. С., Джентри М., Рейс С.М., Селюк Е. Ю. Обогащающее обучение: Путеводитель по практико-ориентированному, основан-ному на потребностях студентов обучению. Владивосток: Изд-во ВГУЭС. 2006. 336 с.
16. Смирнов Д. В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода [Текст] : автореф. дис...док. пед. наук; Шуйс. гос. пед. ун-т – Шуя. 2012. 50 с.
17. Соколова К. С. Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности системы образования: сравнительный анализ международного опыта // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4.1(04). С. 531–541.
18. Трухачев В. И. Как вырастить кластер : от стратегии к практике // Аккредитация в образовании. 2009. N 1(29). С. 48-49.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uop.ifmo.ru/file/stat/21/051000b.
20. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона : Материалы Х Международ. образоват. форума. Белгород, 2006. Ч. 1. С. 24-29.
21. Porter M. On Competition: Clusters and Competition: New Agendas for Companies, Government, and Institutions . Boston: Harvard Business School Press. 2008. 544 p.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ