ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ

  • Ольга Анатольевна Павлова
  • Ольга Николаевна Шумилова

Аннотация

Модернизация Российского высшего образования потребовала необходимости формирования новой образовательной парадигмы, основой которой является компетентностный подход. Компетентностный подход положен в основу проектирования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), где выделяются общекультурные, общепрофессиональные, профессионально-прикладные и другие виды компетенций по конкретным направлениям подготовки. Общекультурная компетентность является обязательной для всех направлений подготовки и выполняет методологическую функцию профессионального образования. Компетентностная (общекультурная) ориентация образовательных программ бакалавриата подразумевает организацию исследовательской деятельности обучающегося, нахождение собственных путей приобретения знания. Наиболее эффективно и целостно эту задачу решает внедрение в педагогическую практику проектной деятельности. Проектная деятельность рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств студентов, как самостоятельность, инициативность. Проектное обучение представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Наиболее полно реализация общекультурных компетенций в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и в частности истории может быть осуществлена в ходе проектной деятельности, так как инновационный процесс в преподавании истории тесно связан с исследовательской деятельностью. В данной статье представлены результаты проектной деятельности преподавателей кафедры «Гуманитарные науки» НГИЭИ. Разработан и внедрен долгосрочный проект «От героев былых времен не осталось порой имен…». Представлен анализ взаимозависимости формируемых компетенций, этапов реализации проекта и учебной деятельности студентов. Таким образом, включение проектной деятельности в образовательный процесс подготовки бакалавров обеспечивает достижение инновационных образовательных целей, формирование личности обучающегося, обладающего потенциалом научного творчества, высоким уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированной на решение проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера, что составляет основу общекультурной компетентности.

Литература

1. Пузанков Д. В., Федоров И. Б., Шадриков В. Д. Двухступенчатая модель подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 3–11.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2009. 384 с.
3. Анисимов П. Ф. О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 3–7.
4. Байденко В. И., Селезнева И. А. Учебно-методические объединения России: новые задачи // Высшее образование в России. 2008. № 5. С. 28–35.
5. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–38.
6. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 39 с.
7. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2000.
8. Мухаметзянова Г. В. Педагогическая стратегия трансформации качественного образования студента в средней профессиональной школе // Профессиональное образование в России: методология и теория. Гуманитарный центр «ВЛАДОС», Казань ИТП ТОРАО, 2005. 319 с.
9. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М. : Логос, 2011. 336 с.
10. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. С. 45.
11. Троянская С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С.19–23
12. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности // «Ценности и смыслы». 2009. № 1. С. 131–141.
13. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 23–35.
14. Александрова К. Ю. Формирование общекультурной компетентности будущего бакалавра менеджмента в вузе как педагогически организованный процесс // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. № 1. С. 51.
15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.)
16. Загрекова Л. В. Николина В. В. Теория и технология обучения : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 2004. 157 с.
17. Коробова А. Э. Педагогические идеи Д. Дьюи и их итерпретация в отечественной педагогической теории и практике : автореф. дисс. канд.пед наук. Саратов, 2000. С. 18–25.
18. Ильин Г. Проективное образование и становление личности / Г. Ильин // Высшее образование в России. 2001. – № 4. С.85–92.
19. Антюхов А. В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России . 2010. № 10. С. 26–29.
20. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. М. : АРКТИ, 2003. 112 с.
21. Третьякова Н. В. Технологии проектного обучения как средство формирования валеологической компетентности студентов // Ученые записки университета Лесгафта , 2010. № 3. С. 107–110.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)