КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

  • Ольга Викторовна Ершова
  • Эльвира Ринатовна Муллина

Аннотация

Современное общество, основанное на инновациях, требует от учреждений профессионального образования подготовки компетентных специалистов. Поэтому вопросы качества подготовки выпускников высшего звена является определяющими в условиях реформирования образования. В статье приводится теоретический анализ дефиниции «компетентность», охарактеризованы виды компетентности. Понятие «компетенция» раскрывается через определенные требования, овладение которыми подготовит спе­циалиста к профессиональной деятельности. Обучение, основанное на компетенциях, строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы профессиональной деятельности. Показано, что обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в инновационном образовательном процессе, который предполагает применение активных методов обучения, создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем профессиональной деятельности; оценку достигнутых результатов, т.е. оценку компетентности студента. Сделан вывод о том, что образовательный процесс, организованный на идеях компетентностного подхода, способствует повышению качества образования и подготовке конкурентоспособных специалистов, владеющих профессиональной компетентностью.

Литература

1. Ершова О.В., Мишурина О.А. Качество образования в техническом университете как педагогическая проблема //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. –№ 4 (19). – С. 49-52
2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
3. Чошанов, М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в прфессиональной школе: Автореф. дис. … док. пед. наук / М.А. Чошанов.– Казань, 1996.– 34 с.
4. Равен, Джон. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы / Джон Равен. Пер. с англ. Изд.2-е, испр. – М.: «Когито-Центр»,2001. – 142 с.
5. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
6. Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. – Болонья (Италия), 1999. www.bologna.spbu.ru/documents/bol.doc.
7. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. – М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. – 213 с.
8. Александров, Г.Н., Аитов, Н.А., Мавлютов, Р.Р. Высшее технич. образование в условиях НТР / Г.Н. Александров, Н.А. Аитов, Р.Р. Мавлютов. – М.: Б.И., 1983. – 256 с.
9. Скоп, Г.Б. К проблеме качества образования / Г.Б. Скоп // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление. – Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. – Новосибирск, 1998. – 27с.
10. Чупрова Л.В. Сущность образовательного процесса в вузе с позиций социального и психолого-педагогического знания //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 41. – С.47 – 49.
11. Чупрова Л.В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 23. – С.32 – 35.
12. Чупрова Л.В., Ершова О.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А. Инновационный образовательный процесс как основа подготовки современного специалиста//Современные проблемы науки и образования. – 2014. –№ 6 . – С. 864; URL: www.science-education.ru/120-16407 (дата обращения: 25.02.2015).
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>