ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

  • Анна Владимировна Богданова

Аннотация

В представленной статье приведены результаты анализа понятий «качество» и «качество образования», разработанных методов диагностики качества образования. Представлены обобщенно основные идеи, получившие развитие в исследованиях педагогов практиков и ученых. Отмечено, что в системе высшего профессионального образования диагностика и управление качеством образования становятся ориентирующими, регулирующими, стимулирующими факторами. Они обеспечивают ориентацию образовательного процесса на существующие и предполагаемые потребности отдельной личности, экономики и рынка труда, государства и общества; дают возможность субъектам образования определить ключевые аспекты деятельности и их основные характеристики; повышают эффективность взаимодействия всех субъектов образования; обеспечивают поддержку принятия управленческих решений. Благодаря этому диагностика и управление качеством образования способствуют достижению важнейших целей совершенствования профессиональной подготовки студентов в системе вузовского образования. Общий анализ рассмотренных разработок позволяет сделать вывод: предлагаемые методы не вполне учитывают, что законченная картина в диагностике качества образования формируется на основе особых взаимосвязей между процессами и отдельными элементами, выступающими в роли функциональных агентов. Сделан акцент на таких важных событиях 2015 года, как проведение нового мониторинга эффективности работы вузов России и обращение депутатов Госдумы к вопросам качества образования. Приведенные в статье данные наглядно подтверждают, что тема исследования вопросов диагностики качества образования в высшем профессиональном образовании нуждается в пристальном изучении и научной разработке.

Литература

1. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – Дрофа, Русский язык, – 2000.
2. Качество // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1973. – Т. 11 . – 592 с.
3. Пермякова Т.В. Образование как ценность : дис. … канд. социол. наук: 22.00.06. – Екатеринбург : Б.и., 1999. – 165 с.
4. Алферов А.Н. Аннотация к Новому ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» // Вестник Российского Института Национальных Ценностей. – 2014. – № 01
5. Малолетко Н.Е. Финансовый механизм управления качеством образования в казенных учреждениях : дисс. ... канд. экон. наук : 08.00.10 – Москва, 2012. – 161 с.
6. Черемисина Е.В. Качество подготовки специалистов и рынок образовательных услуг. // В сборнике научных трудов «Интеллект-2005». –Тюмень: ТГИМЭУП, 2005. – С.265-268.
7. Аниканова H.A. Социокультурные ориентиры качества образования // Человек и общество: поиски, проблемы и решения: материалы 2-й междунар. конф. (15 мая 2006г.У Ред. кол.: JI.C. Николаева (отв. ред.) и др.; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2006. – С.88-90.
8. Щекотин Е.В. Теоретико-методологический анализ проблемы качества высшего образования в условиях инфотронной эры : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Новосибирск, 2005. – 181 с.
9. Давыдова Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – Ярославль, 2006. – 39 с.
10. Корнилова И. Н. Системная диагностика как средство акмеологическо-го анализа и управления педагогом качеством образования в школе : автореферат дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина. СПб, 2005.
11. Беляева, Е. В. Педагогические условия реализации внутривузовского мониторинга [Текст] : автореф. дис.... канд. пед. наук. – Сочи, 2006. – 22 с.
12. Клименок О.Г. Педагогическая система мониторинга качества профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : М., 2005. – 201 c.
13. Корячко В.П., Таганов А.И., Таганов Р.А. Процессно-ориентированная технология менеджмента для проектов информатизации сферы образования/ Труды ХIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2006». Санкт-Петербург, 2006. Том 1. С. 130 -132.
14. Руденко И.В., Ахметжанова Г.В., Дыбина О.В. и др. Образовательные технологии в вузе учебное пособие. – Тольятти, 2011.
15. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Управление вузом как экономической системой в условиях внедрения информационных технологий //
Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 173-175.
16. Королев М.Ф. Задания с готовыми элементами ответов в комбинированном контроле знаний. В кн.: Программированное обучение и технические средства обучения в системе университетского образования. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 1986.
17. Субботін С. О., Олійник А. О., Олійник О. О. Неітеративні, еволюційні та мультиагентні методи синтезу нечіткологічних і нейромережних моделей: Монографія / Під заг. ред. С. О. Субботіна. Запоріжжя: ЗНТУ. – 2009. – 375 с.
18. Богданова А.В. Экономические аспекты диагностики и управления качеством в информационно-коммуникативном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 13-16.
19. Глазова В.Ф. Планирование содержания дисциплины «Информатика» в рамках компетентностного подхода к обучению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 57-60.
20. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Эффективность диагностики и системы управления качеством образования в вузе с использованием информационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 24-31.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)