ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КАДЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

  • Елена Анатольевна Нездайминова

Аннотация

Неустойчивость общественной, финансовой, идеологической обстановки, дискредитация высоконравственных ориентиров вызывают глобальный психологический стресс, который негативно влияет на едином духовном и физическом здоровье людей, у которых отмечаются на данный момент глубинные перемены восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, жизненных ритмов, переживаний, этических и ценностных качеств жизни.

Именно в подростковом возрасте наиболее выражено проявляются особенности и характер всех этих процессов, когда формируются умственные способности подростка, его социально-психологические особенности, осуществляется процесс индивидуализации и социализации, осваиваются нормы общества.

Помимо возрастных психологических изменений на личность подростка оказывают влияние средства массовой информации, различные формы массовой культуры. Они стали определяющим образом влиять на формирование стиля и образа жизни, ценностных установок подростков. Началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей среди данной возрастной категории. Возросло количество неполных семей, либо семей неблагополучных, которые с трудом справляются с воспитанием подростков, либо вообще не справляются. Дети из таких семей попадают в «группу риска», которым необходима психологическая и педагогическая помощь. Зачастую такую помощь родители ищут в образовательных учреждениях разного типа.

Влияние образовательного процесса на личностное развитие и психические новообразования учащихся на разных ступенях обучения традиционно актуально в психологических исследованиях. Несмотря на выдающиеся исследования в отечественной науки, которые позволили понять психологические закономерности личностного развития учащегося в контексте учения как ведущей деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.), современное детство с его глубинными изменениями актуализировали исследования психолого-педагогических проблем становления личности учащегося (Д.И. Фельдштейн).

Литература

1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 161–165.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Изд-во МПСИ, 2001. 352 с.
3. Эльконин Д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Международная пед. академия, 1995. 224 с.
4. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2008. 16 с.
5. Чиркова Л.Н. Проектирование содержания образования в кадетской школе : автореф. дис. … кан. пед. наук. Ярославль, 2009. 23 с.
6. Пашканова Н.А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса : автореф. канд. пед. наук. Кострома, 2006. 24 с.
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ