ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

  • Сергей Иванович Кудинов Российский университет дружбы народов
  • Софья Сергеевна Белоусова Российский университет дружбы народов

Аннотация

В психологии проблема духовно-нравственной сферы личности является одной из актуальных и обусловлена, в первую очередь, массовыми и глобальными переменами как российского общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Данная статья посвящена изучению и анализу психологических особенностей духовно-нравственного самосознания личности педагогов. Актуальность поднятой темы связана, на наш взгляд, с динамичными изменениями системы российского образования, ведущими за собой изменения в системе сознания и самосознания всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей и, конечно, учителей. В опытно-экспериментальной работе использовалась методика исследования духовно-нравственного самосознания личности И.В. Ежова. В выборку исследования вошли учителя, осуществляющие педагогическую деятельности в школах г. о. Тольятти в количестве 61 человека. В статье раскрываются психологические особенности духовно-нравственного самосознания личности педагогов: ответственность, целеустремленность, эмпатия, духовно-нравственная направленность в деятельности и взаимодействии с другими людьми, низкая уверенность в себе и своих силах, внешняя детерминированность своего личностного и профессионального развития. Раскрыт и проанализирован каждый компонент духовно-нравственного самосознания педагогов: когнитивно-онтологический, мотивационно-ценностный, отношенческо-поведенческий и самооценочный. Также охарактеризованы типы самосознания педагогов на основе доминирующего представления о субъектном «Я»: эго-прагматическое самосознание, личностное духовное самосознание и религиозное самосознание личности. У учителей, принимавших участие в данном исследовании, доминирующим типом духовно-нравственного самосознания является личностное духовное самосознание. Эго-прагматическое самосознание выражено в меньшей степени. Анализ возрастных особенностей духовно-нравственного самосознания педагогов, позволил раскрыть изменения компонентов духовно-нравственного самосознания личности с возрастом и профессиональным педагогическим стажем.

Биографии авторов

Сергей Иванович Кудинов, Российский университет дружбы народов
доктор психологических наук, профессор кафедры «Социальная и дифференциальная психология»
Софья Сергеевна Белоусова, Российский университет дружбы народов
аспирант кафедры «Социальная и дифференциальная психология»

Литература

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Фолио, 2003. 160 с.
Миронов В.В. Философия. М.: Норма, 2005. 673 с.
Журавлева Н.А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе // Психологический журнал. 2012. № 1. С. 30–39.
Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М.: Академия, 1996. 91 с.
Рубинштейн М.М. Проблема учителя, его психология и образование. М.: Моск. акц. изд. тип. «Красной газеты» им. Володарского, 1927. 173 с.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. 304 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Институт практической психологии, 1995. 356 с.
Кон И.С. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1981. 435 с.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 с.
Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985. 65 с.
Муздыбаев К. Психология ответственности. СПб.: Наука, 1983. 240 с.
Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 281 с.
Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с.
Коваль Н.А. Духовность личности в историко-методологическом аспекте // Акмеология. 2004. № 1. С. 8–10.
Коваль Н.А. Подходы к психологической интерпретации «духовности» // Вестник Тамбовского государственного университета. 1998. № 1. С. 33–39.
Коваль Н.А. Социально-психологические основы духовности личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 8. С. 23–28.
Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 398 с.
Кудинов С.И. Полисистемная концепция самореализации личности // Дизайн и Технологии. 2014. № 41. С. 114–121.
Ежов И.В. Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности в педагогической сфере // Мир психологии. 2008. № 2. С. 156–167.
Опубликован
2016-03-30
Выпуск
Раздел
Статьи