ОЛИМПИАДНЫЙ КВЕСТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Андрей Иванович Попов
  • Дмитрий Вадимович Поляков

Аннотация

Статья посвящена методике организации олимпиадного движения в области информационных технологий в рамках непрерывного профессионального образования. Олимпиадное движение рассматривается как инструмент формирования у обучающихся вузов, колледжей и школ осознанного профессионального самоопределения, творческих компетенций и готовности к инновационной деятельности на предприятиях отрасли. При проектировании педагогической инновации в виде олимпиадного квеста используются компетентностный и деятельностный методологические подходы. По результатам исследований и на основе анализа опыта организации творческой подготовки студентов и школьников предложена методика вовлечения обучающихся в олимпиадное движение посредством участия в квесте, включающем ряд заданий, направленных как на формирование инвариантных компетенций, так и узкопрофессиональных, определяемых заказом конкретного работодателя.

В работе рассмотрена методика олимпиадного квеста и предложены подходы к оцениванию творческой деятельности его участников, обеспечивающие им эффективность этапа рефлексии и корректировки образовательной траектории после олимпиады. Разработанные подходы и опыт организации олимпиадного движения в виде конкурсов и профессионально-ориентированных олимпиадных квестов могут быть использованы для совершенствования учебно-методической работы в системе непрерывного профессионального образования и повышения качества подготовки кадров в сфере информационных технологий.

Литература

1. РФ. Минобрнауки. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата) : утв. приказом № 219 от 12.03.2015.
2. Ракитина Е.А., Попов А.И. Проблемы и перспективы использования интерактивных форм обучения в технических вузах // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2014. № 1. С. 65–69.
3. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. 172 с.
4. Попов А.И. Преподаватель вуза как организатор творческого саморазвития студента // Alma-mater: Вестник высшей школы. 2013. № 9. С. 48–51.
5. Попов А.И., Пучков Н.П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. 212 с.
6. Попов А.И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. 80 с.
7. Попов А.И. Олимпиадное движение студентов как форма организации творческой самостоятельной работы в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5-2. С. 166–170.
8. Попов А.И. От студенческих олимпиад – к олимпиадному движению // Alma mater: Вестник высшей школы. 2012. № 2. С. 13–16.
9. Попов А.И., Однолько В.Г., Букин А.А. Использование веб-квестов в процессе организации профессиональной творческой подготовки студентов по приоритетным направлениям // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2013. № 4. С. 64–70.
10. Попов А.И. Проблемы реализации инновационных образовательных проектов в вузе (на примере олимпиадного движения студентов) // Инновационная деятельность. 2013. № 4. С. 90–94.
11. Попов А.И., Поляков Д.В. Методика подготовки студентов к командному чемпионату мира по программированию // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2012. Т. 18. № 3. С. 762–766.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)