ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

  • Андрей Иванович Попов
  • Наталия Вячеславовна Молоткова
  • Елена Александровна Ракитина
  • Николай Петрович Пучков

Аннотация

Статья посвящена методике организации и проведения педагогических конкурсов среди молодых преподавателей вуза. В качестве основных при проектировании педагогической инновации в виде конкурса профессионального мастерства используются компетентностный и деятельностный методологические подходы. По результатам исследований и на основе анализа опыта методической работы в университете предложена идея формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к творческой деятельности посредством проведения конкурса педагогического мастерства, обеспечивающего как трансфер теоретических исследований в педагогике в повседневную образовательную практику, так и развитие профессорско-преподавательского состава. В работе проанализированы проблемы совершенствования педагогического мастерства преподавателей технических вузов и рассмотрены направления создания условий в вузе для творческого саморазвития молодых преподавателей. Авторами предложены подходы к организации конкурсов педагогического мастерства, включающих четыре этапа, и описаны особенности проведения заключительного этапа конкурса. Разработанные подходы и опыт организации педагогических конкурсов могут быть использованы для совершенствования методической работы и повышения квалификации молодых преподавателей технических вузов, что позволит организовывать образовательный процесс на более высоком творческом уровне и обеспечить воспитание молодежи на основе вовлечения в общественно-полезное творчество.

Литература

1. РФ. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Молоткова Н.В., Ракитина Е.А., Попов А.И. Подготовка кадров для высокотехнологичных производств региональной экономики в электронной образовательной среде технического вуза // Современные информационные и коммуникационные технологии для обеспечения комплексной безопасности: тезисы докладов междунар. научн.-практ. конф. М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. С. 26–27.
3. Попова И.В., Попов А.И. Профессиональные педагогические компетенции преподавателя вуза: актуальный опыт развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 3. С. 135–140.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
5. Барышева Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых : автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2005. 38 с.
6. Попов А.И. Механизм мотивирования преподавателя технического вуза к педагогическому творчеству // Alma-mater: Вестник высшей школы. 2013. № 4. С. 56–59.
7. Попов А.И. Преподаватель вуза как организатор творческого саморазвития студента // Alma-mater: Вестник высшей школы. 2013. № 9. С. 48–51.
8. Ракитина Е.А., Попов А.И. Проблемы и перспективы использования интерактивных форм обучения в технических вузах // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2014. № 1. С. 65–69.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ