НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ЛИЧНОСТИ

  • Ирина Александровна Неясова

Аннотация

Сложная обстановка в современном обществе требует особого внимания к вопросам социализации подрастающего поколения. Социализация является предельно широким понятием и включает процессы и результаты становления, формирования и развития личности на протяжении всей жизни. Успешность социализации личности определяется ее результатом, в качестве которого выступает приобретенный социальный опыт. Исследование эволюции научных представлений о сущности категории «социальный опыт» позволяет определить структуру, механизмы, принципы, факторы, содержательно-процессуальные аспекты формирования изучаемой категории у подрастающего поколения в меняющейся социокультурной ситуации, обозначить роль отечественных и зарубежных научных достижений для дальнейшего исследования проблемы. На современном этапе развития педагогической науки социальный опыт определяется как самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний, знаний, умений, навыков, способов общения, стереотипов поведения, интереоризированных ценностных ориентаций и социальных установок. Согласно теоретическому анализу научных источников на данном этапе развития науки меняется представление о процессе формирования социального опыта личности, речь идет о подготовке молодых людей к самостоятельной жизни в трансформирующемся обществе, о предоставлении им достаточных свобод для своего самоопределения, самоорганизации, самоидентификации.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,1980. 284 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 90 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
4. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.
5. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 269 с.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. 200 с.
7. Черняева Т.Н. Социально-педагогические риски формирования социального опыта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4. № 2. С. 81–86.
8. Неясова И.А. Социальный опыт как педагогическая категория // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 41–44.
9. Голованова Н.Ф. Социокультурный ресурс школы: аргументы в пользу воспитания субъекта социализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 4. С. 38–44.
10. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 158–160.
11. Криводонова Ю.Е., Денисова О.П. Адаптивные механизмы социализации личности в ходе ее реабилитации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 114–116.
12. Александрова Е.А. Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 2. С. 41–44.
13. Горшенина С.Н., Неясова И.А., Серикова Л.А. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 6. С. 64–69.
14. Горланова С.А. Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных умений младших школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 24–27.
15. Кулаева З.С., Каргиева З.К. Социальная среда как фактор эстетического воспитания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 98–100.
16. Криводонова Ю.Е. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности слепых и слабовидящих // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 34-40.
17. Криводонова Ю.Е. Значение реабилитации в процессе самореализации личности с дефектом зрения в трудовой деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 1. С. 15-18.
18. Криводонова Ю.Е., Денисова О.П. Особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 29-32.
19. Холомина О.А., Курилова А.А. Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 31-33.
20. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. М.: Флинта, 1997. 160 с.
21. Серикова Л.А., Шукшина Т.И. Психолого-педагогические аспекты формирования религиозно-нравственных представлений у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 233–243.
22. Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 10–13.
23. Белокурова Г. В. Формирование социальных умений у дошкольников средствами этикета // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 74-2. С. 53–56.
24. Запятая О.В. Формирование социальных умений школьников в учебном процесс // Инновации в образовании. 2011. № 5. С. 110–120.
25. Рябова Н.В. Диагностика сформированности личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1. С. 61–68.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ