ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР КАК БАЗОВАЯ ДОМИНАНТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕЧЕНЦЕ

  • Исита Вахидовна Мусханова

Аннотация

В статье раскрывается своеобразие воспитательной культуры чеченцев. Отмечается, что каждый народ в зависимости от условий исторического развития имеет свои специфические особенности воспитания. Одной из основных отличительных особенностей семейного воспитания чеченцев является личный пример, который выступает как базовая доминанта. Ребенок на подсознательном уровне перенимает и повторяет паттерн поведения взрослых, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. Семейное воспитание чеченцев представляет собой совокупность обычаев и традиций предшествующих поколений. В семейном воспитании чеченцев применяются практически все методы и средства, способствующие развитию личности, влияющие на ее сознание и волю.  Однако среди всех методов семейного воспитания чеченцев особое место занимает личный пример. Семья в чеченском обществе выполняет сложную и вместе с тем почетную миссию – воспитание достойной личности. В чеченском обществе народный идеал – это къонах, личность, достигшая духовной чистоты и нравственной высоты. Ребенок в чеченской семье усваивает ту модель взаимоотношений, которую демонстрируют родители по отношению к своим родителям, друг к другу, к детям, к родным и близким, а также к соседям. Мировосприятие ребенка формируется под воздействием взглядов и убеждений родителей, и что особенно важно отметить, нравоучения и сентенции редко применялись в чеченских семьях как методы воспитания. Семейную родословную чеченцы удачно используют для воспитания ответственности личности за свои дела перед многими поколениями своей семьи и целого рода.

Литература

1. Арсалиев Ш.М-Х. Методология современной этнопедагогики. М.: Гелиос АРВ, 2013. 320 с.
2. Алиханова Р.А. Этнопедагогический потенциал народной системы воспитания (на примере семейно-тайпового воспитания чеченцев). Грозный: Изд-во ЧГПИ, 2009. 224 с.
3. Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (XIX–нач. XX в.). М., 2007. 396 с.
4. Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье // Психология и психотехника. 2011. № 5. С. 81–85.
5. Мусханова И.В. О семейном воспитании чеченцев как социально-педагогическом феномене // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 3. С. 86–92.
6. Платонова Р.И., Бубякина Е.В. Универсализация и персонификация народного идеала совершенной личности в педагогической науке и этнопедагогике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 135–137.
7. Ильясов Л. Къонахалла: чеченский этический кодекс. М.: Пантори, 2006. 224 с.
8. Бексултанов М. И кто постучится ночью в дверь твою. Грозный, 2004. 116 с.
9. Мусханова И.В. Социокультурные кризисы и формирование этнокультурной личности. Грозный: Кн. изд-во, 2012. 110 с.
10. Дадашев Р.Х., Мусханова И.В. Этническая система чеченцев в свете теории Л.Н. Гумилева // Материалы III Междунар. конгресса кавказоведов. Тбилиси, 2013. С. 377–379.
11. Бетильмерзаева М.М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 250 с.
12. Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской Республики: проблемы духовного развития. Грозный, 2011. 344 с.
13. Джамбеков О.А. Нохчийн фольклор. Грозный, 1990. 336 с.
14. Мунаев И. Нохчийн фольклор. Халкъан поэзи. М.: Благотоворительный фонд поддержки чеченской литературы, 2010. 602 с.
15. Мусханова И.В. Ethnic cultures community in the context of the Chechen code of honor. Munich, 2012.
16. Мифы и предания чеченского народа. Т. 2 / сост. А.Д. Яндаров, Г.В. Заурбекова, И.В. Бызов (Мутушев). М.: Орбита-М, 2011. 256 с.
17. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859. 141 с.
18. Мусханова И.В. О некоторых особенностях коммуникативной культуры чеченцев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 291–296.
19. Мунаев И. Нохчийн фольклор. Халкъан поэзи. М.: Благотоворительный фонд поддержки чеченской литературы, 2010. С. 208–241.
20. Мусханова И.В. Кодекс чести «Къонахалла» в контексте культуры воспитания чеченцев // Вестник АН ЧР. 2012. № 2. С. 160–167.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ