ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ CLIL-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

  • Светлана Анатольевна Гудкова Тольяттинский государственный университет
  • Диана Юрьевна Буренкова Тольяттинский государственный университет

Аннотация

Современная российская высшая школа постоянно ставит перед собой новые задачи в области подготовки конкурентоспособных специалистов. В соответствии с требованиями современной  внешней среды одной из таких задач   является подготовка профессиональной когорты молодых специалистов, владеющих навыками уверенного иноязычного  общения в своей профессиональной области.

В зарубежной практике подготовки кадров много внимания уделяется практическому использованию CLIL – технологий в учебном процессе. Из опыта общения с иностранными коллегами, занимающимися обучением английскому языку студентов неязыковых специальностей, стал очевиден наиболее важный аспект этой технологии для преподавателей европейских школ. Ее применение позволяет расширить кругозор обучаемых субъектов до уровня быстрой адаптации к межпредметным связям по своей специализации.  Также положительным фактором является как быстрота погружения в профессию, так и повышение мотивационной составляющей изучения непрофилирующего предмета.

К сожалению, в российской высшей школе данная методология фактически не используется, хотя зарубежом она применяется в развитых европейских странах на всех ступенях обучения, и имеет положительные публикации.

В предлагаемой статье показано авторское мнение о возможности  внедрения и тиражирования CLIL ‑ методик в повседневную реальность высшего учебного заведения. Раскрыт понятийный аппарат особенностей CLIL - инструментария. Представлена  роль CLIL- преподавателя в процессе подготовки кадров. Приведены результаты проведенного SWOT – анализа, отражающего возможности внедрения и использования CLIL для конкретного вуза. Сделаны заключения о личностном потенциале преподавателя CLIL в современных условиях. Выводы основаны на материалах, собранных авторами во время зарубежных стажировок в Европу.

Литература

1. Maljers A., Marsh D., Coyle D., Hartiala A.K., Marsland B., Pérez-Vidal C., Wolff D. The CLIL Compendium. URL: clilcompendium.com.
2. Coyle D. Content and Language Integrated Learning Motivating Learners and Teachers. URL: blocs.xtec.cat/clilpractiques1/files/2008/11/slrcoyle.pdf.
3. РФ. Правительство. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение № 1662-р от 17.11.2008.
4. Государственная Программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». URL: minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/8/gosudarstvennaya_programma.pdf.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования). URL: smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm.
6 Глухова Л.В. Определение приоритетов государственной поддержки управления и развития функционирования национальной инновационной системы // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2010. № 1. С. 118–123.
7. Гудкова С.А. Методика системной адаптации конкурентоспособных специалистов автопрома к международному сотрудничеству в условиях глобализации. Экономика и управление: новые вызовы и перспективы // Сборник статей IV Междунар. науч.-практ. конф. Тольятти: ПВГУС, 2013. С. 261–263.
8. Глухова Л.В., Гудкова С.А., Сыротюк С.Д. Методология управления трансформацией организации в самообучающуюся систему. Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2012. 148 с.
9. Лалетина Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку. URL: conf.sfukras.ru/uploads.
10. Коченкова О.М. Возможности профилизации преподавания иностранных языков с помощью применения элементов методики CLIL. URL: kochenkova.ru/publ.
11. Крашенинникова А.Е. К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL. URL: rusnauka.com/3_ANR_2013/Pedagogica/5_126661.doc.htm.
12. Салехова Л.Л., Григорьева К.С. Content and Language Integrated Learning как основа формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов технических вузов // Иностранный язык для профессиональных целей: традиции и инновации : сб. ст. II заоч. Республ. Симпозиума. Казань: КФУ, 2013. С. 89–94.
13. CLIL History: The causes of the Second World War. URL: teachingenglish.org.uk/article/clil-history-causes-second-world-war.
14. CLIL PSHE Heathy living. URL: teachingenglish.org.uk/article/clil-history-causes-second-world-war.
15. CLIL Citizenship: Recycling. URL: teachingenglish.org.uk/article/clil-history-causes-second-world-war.
16. Keith Kelly – Ingredients for successful CLIL. URL: teachingenglish.org.uk/article/clil-history-causes-second-world-war.
17. Grieveson M., Superfine W. The CLIL Resource Pack. USA: Delta Publishing, 2012. 148 p.
18. Гудкова С.А., Буренкова Д.Ю. Методология CLIL: преимущества и недостатки практического использования в вузе // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков : IV Междунар. науч. заоч. конф. Тольятти: ТГУ, 2014. С. 167–173.
19. Гудкова С.А., Сыротюк С.Д. Универсальная система показателей деятельности для формирования актуальной компетентности персонала // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 1[25]. С. 80–91.
20. Гудкова С.А. Методология формирования лингво-креативной компетентности специалистов экономического профиля // Известия Самарского научного центра РАН. 2006. № S2-2. С. 251–254.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)