ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

  • Светлана Николаевна Горшенина

Аннотация

В современной социокультурной ситуации человек находится в поле культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, толерантности, этнокультурной сензитивности. Сохранение и развитие культурных доминант этноса представляется возможным на основе приобщения подрастающего поколения к этнокультурным и общечеловеческим ценностям. В связи с этим проблема формирования культурного поколения рассматривается как ключевая. Образование становится адекватным постоянно изменяющимся требованиям жизни поликультурного российского сообщества. Этнокультурная направленность общего образования связывается с процессом формирования этнокультурной компетентности обучающихся, приобретающим специфику на каждом возрастном этапе развития. Особая роль в формировании этнокультурной компетентности школьников принадлежит педагогическому сопровождению, которое рассматривается как необходимость оказания помощи детям в понимании значения этнокультуры, ее роли в процессе адаптации личности к жизни в поликультурном социуме. Педагогическое сопровождение формирования этнокультурной компетентности школьников выступает как комплексная технология, позволяющая определить содержательно-процессуальные основы данного процесса, выявить совокупность способов, средств и условий, обеспечивающих эффективную социализацию и социокультурную адаптацию школьников к условиям поликультурного образовательного пространства. Разработанная технология педагогического сопровождения формирования этнокультурной компетентности школьников, включает в себя диагностический, ориентировочный, содержательно-операциональный и результативно-оценочный этапы. Технология основана на личностно-деятельностном, культурологическом подходе, принципах комплексности, этнокультурности, аксиологичности, субъектности и направлена на культурное самоопределение школьника, расширение его ментальных возможностей, освоение навыков межкультурного и межэтнического взаимодействия, формирование уважительно-толерантного отношения к представителям различных этносов и культур.

Литература

1. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе (На материале Республики Бурятия) : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 414 с.
2. Тайчинов М.Г. Поликультурное образование – основа оптимизации межнациональных отношений. URL: vatandash.ru/index.php?article=126.
3. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Проект ЮНЕСКО «Развитие национальной школы». М.: СУ, 1997. 173 с.
4. Иващенко В.Р. Развитие личности младшего школьника в условиях этнокультурного образования: теоретические основы, диагностика : дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 163 с.
5. Кананчук Л.А. Особенности проявления этнических стереотипов в период адаптации личности в поликультурной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 60–63.
6. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к образованию как фактор успешной социализации представителей полиэтнического социума // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2. С. 29–33.
7. Михайлова И.В. Феномен поликультурности в образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 113–115.
8. Супрунова Л.Л., Свиридченко Н.С. Поликультурное образование. М.: Академия, 2013. 240 с.
9. Якунчев М.А., Горшенина С.Н. Этнокультурное образование в контексте различных научных подходов // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1. С. 71–75.
10. Banks J.A. The Construction and Historical Development of Multicultural Education, 1962–2012 // Theory into practice. 2013. Vol. 52. № 1. P. 73–82.
11. Phoon H.S., Abdullah M., Abdullah A.C. Multicultural early childhood education: practices and challenges in Malaysia // Australian educational researcher. 2013. Vol. 40. № 5. P. 615–632.
12. Portera A. Intercultural education in Europe: epistemological and semantic aspects // Intercultural Education. 2008. Vol. 19. № 6. P. 481–491.
13. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 68. С. 100–116.
14. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ, 1999. 343 с.
15. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2009. 393 с.
16. Тюлепаева Э.Р. Становление этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 26 с.
17. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
18. Горшенина С.Н., Неясова И.А., Серикова Л.А. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 6. С. 64–69.
19. Карпушина Л.П. Значение использования этнокультурного подхода в образовании // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2012. № 4. С. 168–173.
20. Горшенина С.Н. Этнокультурная компетентность личности школьника: ориентиры становления // Перспективы науки. 2011. № 25. С. 281–283.
21. Серикова Л.А., Шукшина Т.И. Психолого-педагогические аспекты формирования религиозно-нравственных представлений у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 233–243.
22. Горшенина С.Н., Соколова П.Ю. Процессуальные основы формирования этнокультурной осведомленности младших школьников // Перспективы науки. 2014. № 7. С. 29–31.
23. Калинина Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение. Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. 228 с.
24. Горшенина С.Н. Технологии реализации этнокультурного образования школьников: состояние проблемы // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 10–13.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ