МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ТЮРЕМНЫХ НАДЗИРАТЕЛЬНИЦ КАК ПЕРВОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ПЕРСОНАЛА В РОССИИ

  • Денис Владимирович Волошин

Аннотация

Тема становления и развития образовательных систем, в частности систем профессиональной подготовки, является в современной историко-педагогической литературе одной из наиболее актуализированных. Самостоятельный статус в таких исследованиях занимает история ведомственного образования и профессиональной подготовки кадров. Длительное время пенитенциарная проблематика в нашем Отечестве, включая её историческое наследие, являлась темой «закрытой», относящейся к государственной тайне и оттого редко рассматриваемой исследователями. Материалы научной статьи образуют содержательную основу курсов теории и истории подготовки пенитенциарного персонала, в генезисе пенитенциарного образования, на различных исторических этапах профессиональной подготовки. При изучении формирования отечественной системы подготовки пенитенциарного персонала, важно учитывать образовательные традиции второй половины XIX — начала XX вв.Московская школа тюремных надзирательниц создавалась по общинному образовательному принципу, предусматривающему взаимосвязь государственного и общественного включения в образовательный процесс. На ведущее место выдвигалось становление профессионализма, формирование и развитие профессиональной компетентности пенитенциарного персонала через сочетание теоретической подготовки со сдачей экзаменов и трудовой деятельности по практическому применению полученных знаний, умений и навыков в пенитенциарных учреждениях. Несмотря на незначительное количество подготовленных специалистов, Московская школа тюремных надзирательниц (1899 – 1910 гг.) может по праву считаться первым образовательным учреждением отечественного пенитенциарного ведомства.

Литература

1. Школа тюремных надзирательниц в Москве (1899–1910) // Тюремный вестник. 1911. № 8-9. С. 947–957.
2. Общий свод по Империи. Т. 1. СПб.: Изд-во ЦСК МВД, 1900. 250 с.
3. Почтовый ящик. Вопрос № 10 // Тюремный вестник. 1905. № 2. С. 158–159.
4. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 3. М.: Юрид. изд-во М-ва юстиции СССР, 1948. 376 с.
5. Устав Школы тюремных надзирательниц при Московском дамском благотворительно – тюремном комитете // Тюремный вестник. 1898. № 6. С. 259–263.
6. Московская школа тюремных надзирательниц (по Отчёту Московского дамского благотворительно – тюремного комитета) // Тюремный вестник. 1902. № 2. С. 88–95.
7. Новая Царскосельская тюрьма // Тюремный вестник. 1904. № 3. С. 213.
8. Выпуск из Московской школы тюремных надзирательниц // Тюремный вестник. 1905. № 3. С. 182.
9. Московская школа тюремных надзирательниц // Тюремный вестник. 1906. № 4. С. 252–253.
10. О продлении отпуска пособия Московскому дамскому благотворительно – тюремному комитету на содержание школы тюремных надзирательниц // Тюремный вестник. 1909. № 3. С. 294–295.
11. О назначении Московскому дамскому благотворительно – тюремному комитету пособия на содержание школы тюремных надзирательниц // Тюремный вестник. 1904. № 1. С. 4.
12. Школа тюремных надзирательниц в Москве // Тюремный вестник. 1908. № 1. С. 96–97.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ