МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

  • Лидия Николаевна Васильева Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
  • Надежда Ивановна Мерлина Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
  • Наталия Ивановна Светлова Московский гуманитарно-экономический университет, Чувашский филиал

Аннотация

В настоящее время приобрела особую актуальность проблема, связанная с процессами модернизации образования и производственной сферы, ощущающей потребность в компетентных специалистах, способных эффективно решать возникающие задачи на основе современных достижений науки, техники, технологий. Процессы реформирования сопровождаются обострением противоречий, разрешение которых требует научной рефлексии ведущих педагогических направлений, разработки новых перспективных подходов к решению поставленных перед системой профессионального образования задач. Активное инновационное развитие системы профессионального образования, обусловленное информатизацией всех сфер профессиональной деятельности, направленностью образовательной парадигмы на создание и функционирование компетентностной модели подготовки студентов технических направлений.

Современный период общественного развития характеризуется глобальной информатизацией. Стремительное совершенствование техники и технологий влечет увеличение информационной насыщенности общественной и профессиональной деятельности личности. Умение работать с информацией, исследовать математические модели, проводить математические расчеты с использованием математических пакетов прикладных программ, а также владение средствами информационно-коммуникационных   технологий  становятся   важнейшими   составляющими в структуре профессиональной готовности выпускника технического направления, актуализируя вопрос формирования его профессионально-математической компетентности

Построение математического образования на основе интеграции математики и информатики позволяет принципиально по-новому формировать способности студентов технических направлений решать актуальные, профессионально-значимые задачи, побуждает быть инициативными, самостоятельными, что рождает способность к продуктивной исследовательской деятельности.

Литература

1. Мерлин А.В., Мерлина Н.И., Карташова С.А. Новые информационные технологии в преподавании высшей математики в вузе // Труды чувашского отделения Академии информатизации образования: сб. науч.-метод. работ по проблемам информатизации образования. М.; Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. С. 79–82.
2. Полунина И.Н. Интеграция курсов математики и информатики как фактор оптимизации общепрофессиональной подготовки в средней профессиональной школе : дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2003. 207 с.
3. Луканкин Г.Л. Информационно-категориальный подход к обучению математике младших школьников // Информатика и образование. 2000. № 1. С. 81–84.
4. Павлов А.Н. Интегрированный курс математики и информатики в старших профильных классах : дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 290 с.
5. Солонин В.В. Системы компьютерной математики как средство для достижения высокого уровня интеграции физики и математики в персонализированном образовании // Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России: тезисы докладов III Всерос. науч. конф. Киров: ВГГУ, 2004. С. 128–129.
6. Илларионова Г.И. Формирование профессионально-математической компетентности будущих инженеров по безопасности технологических процессов и производств : дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 182 с.
7. Миншин М.М. Формирование профессионально-прикладной математической компетентности будущих инженеров: на примере подготовки инженеров по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем : дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2011. 286 с.
8. Валиханова О.А. Формирование информационно-математической компетентности студентов инженерных вузов в обучении математике с использованием комплекса прикладных задач : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 183 с.
9. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, составляющие, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. С. 5–25.
10. Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических систем. М.: Педагогика, 1981. 231 с.
11. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Л.: РГПУ, 1989. 94 с.
12. Беленький Г.И. Межпредметные связи // Совершенствование содержания образования в школе. М.: Педагогика, 1985. С. 253–270.
13. Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии: метод. рекомендации. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 33 с.
14. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. 424 с.
15. Васильева Л.Н. Использование пакета MATLAB в курсе изучения дифференциальных уравнений // Педагогическая информатика. 2011. № 4. С. 67–73.
16. Картузова Т.В. О проблеме использования аудиторных занятий при изучении математики // Школьное математическое образование: традиции и инновации: материалы Всерос. науч. конф. Ульяновск, 2010. С. 112–114.
17. Далингер В.А. Математическое моделирование как системообразующий фактор интеграции курсов математики и спецдисциплин финансово-экономических специальностей // Математическое образование в вузах Сибири: сб. науч. тр. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. С. 19.
18. Светлова Н.И. Роль информационных технологий при обучении математике студентов экономического факультета // Актуальные проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в образовании: сб. науч.-метод. ст. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. С. 35–37.
19. Васильева Л.Н. Формирование профессионально-математической компетентности студентов с использованием компьютерных технологий (на примере направления 210400 «Радиотехника») // Математика. Образование: материалы 21-й междунар. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. С. 264.
20. Колягин Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. 1985. № 6. С. 27–32.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)