ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ЛИЦ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

  • Татьяна Анатольевна Бергис Тольяттинский государственный университет
  • Литта Равильевна Азизова Тольяттинский государственный университет

Аннотация

Межличностное общение является одним из самых актуальных предметов исследования в психологии. Без успешного общения на определенных стадиях развития личности не происходит накопления необходимых знаний, умений, навыков, позволяющих эффективно взаимодействовать в обществе. Однако родителями и преподавателями недооценивается влияние межличностного общения на многие сферы жизни младшего юношества. Дефицит непосредственного общения в юношеском возрасте является одной из причин формирования девиантного поведения, в том числе различных зависимостей. В статье раскрывается понятие межличностного общения, анализируются особенности общения старшеклассников с разным уровнем интернет-зависимого поведения, описываются основные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия в младшем юношеском возрасте. Результаты исследования (n=98) показали, что межличностное общение для 28,6 % учащихся в возрасте 15–17 лет носит неуспешный характер в связи с такими выраженными свойствами личности, как низкая коммуникативность, застенчивость, отчужденность, тревожность, аутистичность, ранимость. Было выявлено, что непродуктивность межличностного общения способствует формированию интернет-зависимого поведения ввиду недостаточной развитости коммуникативных навыков, необходимых для быстрой адаптации к новому социальному окружению: умения вступать в контакт, вести беседу; легкости и свободы общения; спонтанности; владения своими чувствами; умения воздействовать.

Литература

1. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГПУ, 1988. 188 с.
2. Губина С.Т., Югова Н.Л. Восприятие подростками информации в сети Интернет: профилактика Ин-тернет-зависимого поведения // Дискуссия. 2014. № 1. С. 111–117.
3. Марченкова Н.Г. Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с Интернет-зависимостью // Среднее профессиональное образование. 2010. № 4. С. 55–58.
4. Жилинская А.В. Интернет как ресурс решения задач подросткового возраста: обзор психологиче-ских исследований // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 10–18.
5. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение: критерии и методы диагностики. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
6. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. 148 с.
7. Куницына В.Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
8. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.
9. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернета. 2000. № 2. С. 24–29.
10. Обозов Н.Н. Возрастная психология. СПб.: ЛНПП Облик, 2002. 113 с.
11. Петрова Е.А. Социальная психология личности. М.: РИЦ АИМ, 2008. 204 с.
12. Григорьева О.В., Ванюхина Н.В. Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интер-нета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 32-35.
13. Белкина Ю.А., Куценко Е.В. МЕМ как часть интернет-дискурса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 77-79.
Выпуск
Раздел
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)