ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ПЕРЕМЕНАМ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА ЭТАПЕ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

  • Татьяна Анатольевна Бергис Тольяттинский государственный университет

Аннотация

В современных условиях действительности проблема толерантности к неопределенности приобретает большое значение: человек все чаще сталкивается с непредсказуемыми изменениями в обществе. Именно в способности к толерантности и готовности принимать неопределенность проявляются наиболее прогрессивные качества, обеспечивающие жизнеспособность и жизнестойкость современного человека. В статье рассматриваются ключевые теоретические положения проблемы толерантности личности к неопределенности, анализируются психологические особенности толерантности к неопределенности мужчин и женщин г. Тольятти на этапе ранней взрослости (20 – 35 лет) и готовность личности на данном возрастном этапе к переменам в своей жизни. Выделяются понятия «толерантность к неопределенности», «интолерантность», «межличностная толерантность». Личность, толерантная к неопределённости, рассматривает любую неопределенную ситуацию как возможность выбора, развития, приобретения нового опыта, не испытывает деструктивной тревоги в неопределенных ситуациях, способна активно и продуктивно действовать в них. Интолерантность к неопределенности означает стремление к ясности, упорядоченности во всем и неприятие неопределенности. Анализируются отдельные показатели готовности личности к переменам: энергичность, находчивость, оптимизм, предприимчивость, смелость, адаптивность, уверенность, толерантность к двусмысленности. Проводится сравнительный анализ показателей толерантности и готовности к переменам мужчин и женщин.

Литература

1. Бергис Т.А. Особенности жизнестойкости личности в контексте преодоления стрессовых ситуаций // Пси-хологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях. Тольятти: ТГУ, 2015. С. 17–25.
2. Атлас новых профессий. М.: Сколково, 2014. 165 с.
3. Бакурадзе А.Б. Как преодолеть сопротивление персонала изменениям? // Педагогическая мастерская: научно-методический журнал. 2009. № 2. С. 2–6.
4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 672 с.
6. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. 255 с.
7. Мириманова М.С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. 2012. № 2. С. 104.
8. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия,1980. 1348 с.
9. Мендас С. Толерантность. М.: Смысл, 1992. 1251 с.
10. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008. 172 с.
11. Осин Е.А. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65–86.
12. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
13. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологиче-ский журнал. 2010. Т. 31, № 1. С. 74–86.
14. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в моди-фикации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 1. С. 92–110.
15. Почебут Л.Г. Толерантность в межличностных отношениях // Психология менеджмента. СПб.: Речь, 2010. С. 479–490.
Выпуск
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)