ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

  • Светлана Станиславовна Марочкина Сочинский государственный университет
  • Елена Васильевна Щетинина Сочинский государственный университет
Ключевые слова: потребители образовательных услуг, потребительские предпочтения, маркетинговые коммуникации вуза, средства продвижения, Сочинский государственный университет

Аннотация

Современные научные исследования отмечают стремительно возросшую конкуренцию среди образовательных организаций и необходимость распространения маркетинговых процессов для упрочения связей между организациями и их целевой аудиторией. Назрела необходимость пересмотра ряда маркетинговых технологий и принципов маркетинговой деятельности, ставших традиционными за последние десятилетия. По мнению авторов статьи, в условиях стремительного развития технологий должны появляться новые инструменты рыночного продвижения продуктов и услуг, в том числе образовательных, основанные на предпочтениях потребителя.

Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет». В качестве метода исследования выбран формализованный социологический опрос, а именно анкетирование студентов-первокурсников, абитуриентов и их родителей. Опрос позволил выявить предпочтительные для потребителей образовательных услуг средства получения информации о вузе и провести сравнительный анализ исследуемых предпочтений у абитуриентов, их родителей и первокурсников. Определены общие для абитуриентов, родителей и первокурсников предпочтительные коммуникативные средства получения информации о вузе – Интернет, друзья, родственники и мероприятия на территории вуза. Установлены различия в предпочтениях: для родителей имеет значение коммуникация в ходе родительских собраний, для абитуриентов и первокурсников – буклеты и другой раздаточный материал. Результаты исследования позволили разработать комплекс маркетинговых коммуникаций для продвижения образовательных услуг (на примере ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»), который можно рекомендовать вузам.

Биографии авторов

Светлана Станиславовна Марочкина, Сочинский государственный университет

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций

Елена Васильевна Щетинина, Сочинский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций

Литература

1. Ибрагимова О.Ю. Разработка интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза на основе корпоративных проектов. Омск: Омский экономический институт, 2014. 164 с.
2. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. 896 с.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. СПб.: Питер, 2008. 763 с.
4. Голубкова Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 363 с.
5. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПб.: Питер, 2001. 864 с.
6. Смит П.Р. Маркетинговые коммуникации: комплексный подход. Киев: Знання-Прес, 2003. 796 с.
7. Просандеева Т.И. Маркетинговые механизмы стимулирования комплекса обязательной покупки в системе агрострахования // Финансовые исследования. 2016. № 1. C. 145–152.
8. Ким М.Н. Рекламная кампания как многоэтажный процесс // Управленческое консультирование. 2019. № 1. C. 79–87.
9. Ковалева И.В., Чубатюк Е. Развитие интернет-маркетинга в продвижении товаров на рынке: теоретический аспект // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 7. С. 63–68.
10. Ананишев В.М. Маркетинг образовательных услуг. Т. 8. М.: Инженер, 2015. 348 с.
11. Стукалова А.А. Оценка средств коммуникативного воздействия на целевую аудиторию образовательных программ вуза // Инициативы XXI века. 2013. № 4. С. 81–85.
12. Каверина Е.А. Организация рекламной деятельности вуза. СПб.: Книжный Дом, 2007. 184 с.
13. Карданова К.А. Технологии продвижения образовательных услуг высших учебных заведений // Научный альманах. 2016. № 12-1. С. 151–154.
14. Яковлев Л.С., Рангелова Ц.С. Перспективы креативной рекламы в системе высшего образования (компаративный анализ на примере России и Болгарии) // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 4. С. 26–33.
15. Маркина К.Н. Особенности рекламы и PR-продвижения образовательных услуг и учреждений // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 58. С. 10–13.
16. Никифорова Д.Д., Никифорова Н.И. Проблемы продвижения вуза средствами официального сайта на примере НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ» // Современные научные исследования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. София: Издателска Кыща «СОРоС», 2017. С. 509–518.
17. Неретина Е.А., Макарец А.Б. Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций в продвижении образовательных услуг вуза // Модернизация образования. 2013. № 1. С. 3–12.
18. Марочкина С.С. Технологии PR-продвижения вузов // Современные научные достижения в гуманитарной и технической сферах: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Сочи: Международный инновационный университет, 2018. С. 143–146.
19. Панченкова Л.С., Кациель С.А., Антонина Л.В. Маркетинговые исследования достоверности ожиданий абитуриентов при поступлении в вуз // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 1. С. 40–48.
20. Марочкина С.С. Продвижение вуза и образовательных услуг средствами официального сайта // Дружининские чтения: сборник статей ХVII Всероссийской научно-практической конференции. Сочи: СоГУ, 2018. С. 247–253.
Опубликован
2019-12-27
Выпуск
Раздел
Экономические науки