ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА ГОСУДАРСТВА И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ

  • Ильмир Вилович Нусратуллин Башкирский государственный университет
  • Ирина Рудольфовна Кандаурова Башкирский государственный университет
Ключевые слова: имидж государства, бренд государства, бренд страны, национальный бренд, национальный брендинг, имидж страны, развитие территорий

Аннотация

В условиях острой глобальной конкуренции перед государствами и их территориями (регионами, городами) стоит задача поиска своей идентичности и ниши на мировом рынке инвестиций и рынке туристических услуг. Идентичность, репутация, бренд государства становятся сегодня наиболее эффективными инструментами на глобальном конкурентном рынке. Для России формирование образа сильного и процветающего государства является необходимостью, так как сильный национальный бренд предлагает стране ряд преимуществ, среди которых можно выделить следующие: повышение стабильности валюты, восстановление международного доверия и уверенности инвесторов, изменение международных рейтингов, усиление международного политического влияния, рост экспорта товаров/услуг, увеличение уровня въездного туризма, создание дополнительных возможностей выигрыша против региональных и мировых деловых конкурентов и защиты своих собственных рынков, что в конечном итоге обеспечит высокий уровень конкурентоспособности страны на мировой арене.

Целью исследования явилось изучение процесса формирования бренда государства и его факторов на примере Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были проанализированы современные методологии оценки брендов стран, составлена матрица кросс-корреляции влияния международных рейтингов по сферам конкурентоспособности на бренд государства в динамике за 2013–2018 гг. В рамках исследования выявлено, что основными факторами, влияющими на бренд государства, являются свобода предпринимательской деятельности, развитие инновационной активности, развитие конкурентоспособности. В связи с этим для повышения места России в рейтинге брендов государств предложено: улучшить позиции России в рейтингах экономических свобод, развить необходимую туристическую инфраструктуру, сформировать позитивный образ России как сильного и процветающего государства.

Биографии авторов

Ильмир Вилович Нусратуллин, Башкирский государственный университет

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Института экономики, финансов и бизнеса

Ирина Рудольфовна Кандаурова, Башкирский государственный университет

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга Института экономики, финансов и бизнеса

Литература

1. Anholt S. Definitions of place branding – Working towards a resolution // Place branding and public diplomacy. 2010. Vol. 6. № 1. P. 1–10.
2. Glossary of tourism terms // UNWTO: World Tourism Organization. URL: media.unwto.org/sites/all/files/docpdf/glossaryterms.pdf.
3. Andrades L., Dimanche F. Destination competitiveness and tourism development in Russia: Issues and challenges // Tourism Management. 2017. Vol. 62. P. 360–376.
4. Cernat L., Gourdon J. Paths to success: Benchmarking cross-country sustainable tourism // Tourism Management. 2012. Vol. 33. № 5. P. 1044–1056.
5. Cracolici M.F., Nijkamp P. The attractiveness and competitiveness of tourist destinations: A study of Southern Italian regions // Tourism Management. 2009. Vol. 30. № 3. P. 336–344.
6. Yan L., Gao B.W., Zhang M. A mathematical model for tourism potential assessment // Tourism Management. 2017. Vol. 63. P. 355–365.
7. Della Corte V., Аriya M. Coopetition and sustainable competitive advantage. The case of tourist destinations // Tourism Management. 2016. Vol. 54. P. 524–540.
8. Marrocu E., Paci R. Different tourists to different destinations. Evidence from spatial interaction models // Tourism Management. 2013. Vol. 39. P. 71–83.
9. Santos G.E.D.O., Giraldi J.D.M.E. Reciprocal effect of tourist destinations on the strength of national tourism brands // Tourism Management. 2017. Vol. 61. P. 443–450.
10. Giglio S., Bertacchini F., Bilotta E., Pantano P. Using social media to identify tourism attractiveness in six Italian cities // Tourism Management. 2019. Vol. 72. P. 306–312.
11. Rukavishnikov V. Russia’s “Soft Power” in the Putin Epoch // Russian Foreign Policy in the 21st Century. London: Palgrave Macmillan UK, 2011. P. 76–97.
12. Четыркина Н.Ю. Система управления конкурентоспособностью: уровни, параметры и конкурентные преимущества // Креативная экономика. 2012. № 3. C. 15–20.
13. Кукина Е.Н. Брендинг территорий: сущность и принципы разработки // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. № 4. С. 204–209.
14. Puciato D. Attractiveness of municipalities in South-Western Poland as determinants for hotel chain investments // Tourism Management. 2016. Vol. 57. P. 245–255.
15. Воеводина У.Н. СВОТ-анализ организации делового туризма в Псковской области как инструмента устойчивого развития дестинации // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 60–66.
16. Куксова М.А. SWOT-анализ развития туризма в регионе // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 32. С. 87–99.
17. Hartogh D.G. Humanitarian Intervention and the Self-Image of the State // Pluralism and Law. Dordrecht: Springer, 2001. P. 107–132.
18. Акантинов А.Д., Колик А.В. Территориальный маркетинг: отечественный и зарубежный опыт. Минск: Ecorys, 2015. 100 с.
19. Bagautdinova N., Gafurov I., Kalenskaya N., Novenkova A. The regional development strategy based on territorial marketing (The Case of Russia) // World Applied Sciences Journal. 2012. Vol. 18. № 18. P. 179–184.
20. Bagautdinova N.G., Murtazina G.R., Fazlieva E.P., Naida A.M. Improvement of the regional management system using the labor potential index // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27. № 1. P. 107–111.
21. Flying the flag. Discover the most valuable nation brands of: the annual report on nation brands 2013. URL: brandfinance.com/images/upload/brand_finance_nation_brands_2013.pdf.
22. Referendum Relief, Sporting Spectacles and costly conflict: the annual report on Nation Brands 2014. URL: brandfinance.com/images/upload/brand_finance_nation_brands_report_2014_final_edition.pdf.
23. Nation Brands 2015: the annual report on the world’s most valuable nation brands. URL: brandfinance.com/images/upload/nation_brands_2015_for_print.pdf.
24. Nation Brands 2016: the annual report on the world’s most valuable nation brands. URL: brandfinance.com/images/upload/nation_brands_2016_report.pdf.
25. Nation Brands 2017: the annual report on the world’s most valuable nation brands. URL: brandfinance.com/images/upload/bf_nation_brands_2017.pdf.
26. Nation Brands 2018: the annual report on the world’s most valuable nation brands. URL: brandfinance.com/images/upload/brand_finance_nation_brands_reports_2018.pdf.
Опубликован
2019-09-30
Выпуск
Раздел
Экономические науки