АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ КОГНИТИВНО-ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК СИСТЕМНОГО ОБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

  • Наталья Олеговна Васецкая Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Ключевые слова: когнитивно-инновационный университет, внутренние функции и подфункции, системно-структурная модель, производство (подготовка) кадров

Аннотация

В условиях интеграции и глобализации мирового хозяйства происходит становление и развитие современной экономики, основными факторами производства которой являются информация, знания и интеллектуальный капитал. Актуальным становится вопрос о модернизации системы высшего образования и формировании новой модели университета как системного объекта, трансформации его функций. Когнитивно-инновационный университет, в основу концепции которого заложено понятие «фундаментального треугольника», а именно интеграция образовательной, когнитивно-исследовательской и инновационной сфер деятельности, является одной из форм учреждений высшего образования.

Целью статьи является определение внутренних функций и подфункций когнитивно-инновационного университета в условиях трансформации российской экономики в результате процессов глобализации, международной интеграции и научно-технического прогресса.

Показана необходимость смены роли преподавателя, а именно его участие в подготовке квалифицированных кадров как мастера-наставника в силу приоритетности в образовательном процессе не передачи знаний в форме информации, а обучение студентов ведению активной методологически обеспеченной поисковой деятельности. Определены трансформированные внутренние функции когнитивно-инновационного университета, такие как производство, обеспечение, обслуживание, потребление, исследование, экспорт, самообучение, отличающиеся от функций традиционного университета. Отмечено, что главной функцией университета остается производство (подготовка) кадров, обеспечивающих устойчивое прогрессивное развитие общества. Рассмотрены подфункции, характеризующие внутренние функции, а также представлены структурные подразделения, реализующие данные подфункции. Показано, что трансформация функций университета приводит к изменению его системно-структурной модели, а именно к появлению новых структурных подразделений, реализующих представленные функции.

Биография автора

Наталья Олеговна Васецкая, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, докторант Института промышленного менеджмента, экономики и торговли

Литература

1. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Трансфер знаний – функция инновационного университета // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 67–71.
2. Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton Oxford: Princeton University press, 2003. 233 p.
3. Risenberg N. The tipping point: The Blavatnik Awards for young scientists focused on providing early-career support – critical for turning young researcher into tomorrow’s innovators // The New York Academy of Sciences Magazine. 2012. P. 16–18.
4. Стронгин Р.Г., Максимов Г.А. Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 3–14.
5. Емельянова И.Н. Приоритетные функции университетского образования на различных этапах становления высшей школы // Образование и наука. 2005. № 5. С. 130–136.
6. Jacob M., Lundqvist M. University based innovation systems: The chalmers txperience. Goteborg: Chalmers University of Technology, 2001. 258 p.
7. Unger M., Polt W. The Knowledge Triangle between Research, Education and Innovation – A Conceptual Discussion // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11. № 2. P. 10–26.
8. «Группа восьми» об образовании // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 30–35.
9. Markkula M. The knowledge triangle: Renewing the university culture // The Knowledge Triangle: Re-inventing the Future. Aalto: Aalto University, 2013. P. 11–32.
10. Резник Г.А., Курдова М.А. Функции российского университета в условиях формирования инновационно-ориентированной экономики // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3. С. 441–458.
11. Васецкая Н.О. Функции университета в экономике знаний // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2. С. 86–89.
12. Богданович О.И., Меркулов А.С., Рупосов В.Л. Роль университетов в развитии экономики // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2015. № 2. С. 15–22.
13. Береговая О.А., Кудашов В.И. Глобализирующийся мир и трансформация высшего образования // Век глобализации. 2017. № 4. С. 112–121.
14. Ямпольская Л.И. Концептуализация классической «идеи университета» в неклассическом варианте. Томск: STT, 2014. 228 с.
15. Дружилов С.А. Ведущая роль профилирующей кафедры в формировании профессиональной компетенции выпускников технического университета // Успехи современного естествознания. 2010. № 5. С. 69–71.
16. Рыжиков С.Н. Многофакторный профиль оценки среды профессиональной образовательной организации // Менеджмент сегодня. 2017. № 2. С. 134–147.
17. Васецкая Н.О., Клочков Ю.С. Интегрированные инновационные научно-образовательные структуры как инструмент подготовки профессиональных кадров в области инженерно-технического образования. СПб.: БМВ и К, 2017. 159 с.
18. Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Концептуальные аспекты формирования экономики знаний // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. С. 115–136.
19. Kofman E. The Knowledge Economy, Gender and Stratified Migrations // Studies in Social Justice. 2007. Vol. 1. № 2. P. 122–135.
20. Глухов В.В., Васецкая Н.О. Анализ подходов к определению понятия «экономика знаний» и выявление ее специфических черт // Проблемы современной экономики. 2019. № 2. С. 22–26.
Опубликован
2019-09-30
Выпуск
Раздел
Экономические науки