МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ОЖИДАНИЙ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ

  • Лариса Станиславовна Панченкова Омский государственный технический университет
  • Светлана Анатольевна Кациель Омский государственный технический университет
  • Людмила Владимировна Антонина Омский государственный технический университет
Ключевые слова: Омский государственный технический университет, качество образовательных услуг, образовательная услуга, требования и ожидания потребителей, достоверность ожиданий абитуриентов, соответствие результатов ожиданиям, маркетинговые мероприятия вуза

Аннотация

На сегодняшний день качество образовательной услуги при прочих равных условиях является решающим фактором выбора того или иного учебного заведения для обучения. Качество образовательных услуг со стороны прямых пользователей (студентов) определяется на основе субъективной оценки и индивидуального восприятия, меняющегося со временем. Данная оценка зависит в том числе и от степени соответствия результатов полученного образования ожиданиям абитуриента, причем эти ожидания абитуриентов формируются в период продвижения данных услуг образовательными учреждениями. Выводы выпускников о качестве образовательной услуги будут положительными, если результаты обучения соответствуют ожиданиям (или выше ожиданий), и отрицательными, если результаты ниже ожиданий. В статье представлены результаты эмпирических исследований по вопросам соответствия оказанной образовательной услуги ожиданиям абитуриентов при поступлении. Степень соответствия определялась на основе эмпирических исследований, проводимых в Институте дизайна и технологий ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет». Степень соответствия полученных результатов услуги ожиданиям выпускников оценивалась по следующей шкале: «результаты выше ожиданий»; «абсолютно соответствуют» (ожидания оправданы полностью); «соответствуют» (ожидания в целом оправданы); «частично соответствуют»; «не соответствуют» (ожидания не оправданы полностью). Так, наибольшие расхождения между ожиданиями и результатами, полученными студентами в процессе обучения, обнаружены по вопросам их общего представления о будущей профессии, о формах и методах обучения в вузе, видах самостоятельной работы и текущем контроле, наполняемости учебного плана дисциплинами и об организации практик. С учетом полученных результатов проведенных исследований разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговых мероприятий вуза и формированию достоверных потребительских ожиданий абитуриентов.

Биографии авторов

Лариса Станиславовна Панченкова, Омский государственный технический университет
доцент кафедры товароведения и экспертизы качества
Светлана Анатольевна Кациель, Омский государственный технический университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса
Людмила Владимировна Антонина, Омский государственный технический университет
кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы качества

Литература

Гладилина И.П., Колесник В.В. Сущность и содержание научной категории «качество» // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-3. С. 541–544.

Авдашкин А.А., Пасс А.А. Подходы к определению «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2. С. 21–26.

ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Стандартинформ, 2018. 58 с.

Волкова А.А. Сфера услуг: теоретический анализ // Известия Санкт-петербургского государственного экономического университета. 2014. № 4. С. 11–16.

Казакова И.А. Показатели качества образовательных услуг вуза // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 11. С. 2901–2905.

Панченкова Л.С., Легких С.А. Специфические характеристики образовательной услуги и их влияние на разработку и внедрение СМК в вузе // Совершенствование технологий обеспечения качества образования: опыт, проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-методической конференции. Омск: Омский ГИС, 2008. С. 44–45.

Панченкова Л.С., Кациель С.А. О проблеме сбалансированности требований основных групп потребителей образовательных услуг // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 3. С. 116–124.

Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного естествознания. 2015. № 7. С. 90–97.

Разов П.В., Амерсланова А.Н. Оценка качества и востребованности образовательных услуг высших учебных заведений с учетом мнения потребителей // Власть. 2018. Т. 26. № 9. С. 162–167.

Ермакова Ж.А., Никулина Ю.Н. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза // Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 7. С. 725–734.

Третьякова Т.В., Игнатьев В.П., Барахсанова Е.А., Варламова Л.Ф. Качество образования как гарантия эффективности вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 163–171.

Филичева Т.А. Применение экспертных опросов при оценке удовлетворенности качеством образовательных услуг // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. 2016. № 3. С. 88–98.

Галлямов Р.Р., Кузнецова Ю.А. Качество высшего образования в представлениях его авторов: эволюция ведущих трендов в российском регионе (теоретический анализ проблемы) // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. № 3. С. 51–56.

Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф., Степанов П.А. Привлечение студентов к оценке качества образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12. С. 141–145.

Антонина Л.В., Панченкова Л.С. Качество образовательного процесса – результат взаимодействия видов деятельности образовательного учреждения // Совершенствование технологий обеспечения качества образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. Омск: Омский ГИС, 2007. С. 13–15.

Антонина Л.В., Панченкова Л.С. О реализации подготовки специалистов конкурентоспособных на рынке труда // Проблемы формирования профессиональных качеств современного специалиста в условиях модернизации высшего образования: тезисы докладов VI Международной научно-методической конференции. Кострома: Костромской гос. технол. ун-т, 2009. С. 172–175.

Кошевой О.С. Мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг выпускников специальности «Экономическая безопасность» // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 1. С. 69–76.

ГОСТ Р 51305-2009. Услуги торговли. Требования к персоналу. М.: Стандартинформ, 2010. 11 с.

Григорьянц И.А. Маркетинговое исследование категории «привлекательность» в обеспечении устойчивости вуза // Вестник Самарского муниципального института управления. 2011. № 1. С. 91–95.

Бардасова Э.В. Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11. С. 133–135.

Опубликован
2019-03-30
Выпуск
Раздел
Экономические науки